Проект в средней группе «Птицы — наши друзья. Проект "Зимующие птицы"(средняя группа) Проектная деятельность зимующие птицы средняя группа

ВИКТОРИЯ ЧУРКИНА
Проект «Покормите птиц зимой» в средней группе

1. Паспорт проекта

Тип проекта :

По продолжительности – среднесрочный

По составу участников проекта – групповой

По направленности деятельности участников проекта – информационно-практико-ориентированный (по Л. В. Киселевой)

Возраст детей :4-5 лет.

Состав проектной группы

Педагоги : воспитатели группы , музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Дети средней группы - 23 человека

Родители

2. Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос : «Зачем ты так сделал?» , ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе , научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому, мы решили разработать и реализовать проект : «Поможем зимующим птицам » . Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь) и проведя индивидуальную беседу, выяснили, что не все ребята могут правильно назвать зимующих птиц , их среду обитания и условия жизни, особенности их существования.

Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе . У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах , создание условий для развития у детей познавательного интереса

Задачи :

Обучающие :

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах , особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.

Развивающие :

Развивать интерес к зимующим птицам , продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами .

Воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах .

Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе , принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

4. Ожидаемые результаты :

От детей :

Сформированы элементарные представления о зимующих птицах .

Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами .

Развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность) .

От родителей :

Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

Привлекали детей к наблюдениям за птицами , к совместному труду в природе, заботе о птицах .

От педагогов :

Вели активную работу по экологическому воспитанию детей.

Использовали различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

Распространяли и обобщали опыт.

Совершенствовали технику проектной деятельности .

Работа с родителями

Консультации для родителей : «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц » .

Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

Выпуск агитационных листовок : «Покормите птиц зимой » .

Организация выставки детских рисунков «Птичка – невеличка» совместно с родителями.

Изготовление кормушек, родители совместно с детьми.

5. Схема осуществления проекта :

Образовательные

области Виды детской деятельности

Социально коммуникативное развитие НОД «Птицы- пернатые друзья » , «Почему надо беречь птиц »

Театрализация «Зимующие птицы »

Сюжетно ролевые игры «Птичья столовая» , «В гости к птицам »

Прогулки- наблюдения за зимующими птицами .

Наблюдение за поведением птиц во время кормления . Наблюдение за птицами на прогулке : внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

Труд в природе – кормление птиц , чистка кормушек.

Эксперименты с птичьим пером.

Игровые упражнения и дидактические игры :

«Какая это птица » , «Чья тень?» , «В зимней столовой» ;

«Кто где живет?» , «Какой птиц не стало » ; Найди по контуру»;

назови»; лото «Птички» , «Угадай по описанию» , «4 лишний» , «Какая птичка прячется за веткой?»

Рассматривание альбома «Зимующие птицы » . (см. пр. № 4)

Познавательное развитие НОД «Зимующие птицы » . НОД «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Решение проблемной ситуации : «Почему птиц стало меньше , «Синичка-гостья нашего участка!» «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой »

Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой » , «Кто заботится о птицах » , «Пользу или вред приносят птицы , «Меню птиц » , «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой .

Дидактические игры : «Птички на кормушках» , «Каких птиц зимой не увидишь » , «Меню для птиц » ;

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Мультимедийная презентация «Зимующие птицы »

Речевое развитие НОД. «Составление описательного рассказа об одной из зимующих

птиц », НОД «Птицы - наши друзья »

Разучивание пословиц и поговорок.

Заучивание стихотворений о птицах

Чтение книг о птицах .

Отгадывание загадок.

Стихи :Н. Рубцов «Воробей» , «Ворона» , А. Барто «Воробей» , «Скачет шустрая синица» , В. Звягина «Воробей» , А. Яшин «Покормите птиц зимой » , А. Чепуров «Трудно птицам зимовать » , Т. Евдошенко «Берегите птиц » , Ю. Никонова «Снегирь» , Л. Григорьева «Синица.

Рассказы : Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится » , «Посмотри вокруг» , «Появились синички» , Е. И. Чарушин «Воробей» , В. Зотов «Синица» , "Птичья столовая" В. Бианки, "Растрепанный воробей" К. Паустовский, "Воробьишко" М. Горький, "Серая шейка" Д. Мамин-Сибиряк.

Словесные игры : «Скажи наоборот» , «Назови ласково» , «Кто как голос подает?» , «Один-много» , «Большой – маленький» , «Сосчитай птиц » , «Угадай по описанию» , «Чье это?»

Художественно-эстетическое развитие НОД Рисование «Синички» .

НОД Лепка «Зимующие птицы » .

НОД Аппликация «Снегирь» .

Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр .

Раскрашивание силуэтов птиц .

Рисование птиц , опираясь на поэтапные образцы. Лепка птичек.

Слушание песни «Птички» , муз. Т. Ломовой, «Воробей» , муз. Ветлина.

Пение песни «Птицы и птенчики » , муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Физическое развитие Физкультурный досуг «Птичий переполох»

Подвижные игры «Перелёт птиц » , «Птички в гнёздышках» , «Совушка – сова» ; «Птички и кошка»

Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей . Прилетело?» «Воробьи – воробушки» , «Птичья кормушка» , «Дятел» , «Сорока» .

Утренняя гимнастика «Птички» , «Воробьи-воробушки»

Дыхательная гимнастика «Птицы летят » , «Птицы кричат » , «Ворона»

6. Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный этап :

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах .

Знакомство родителей с целью и задачами проекта .

Оформление папок–передвижек для родителей «Зимующие птицы » , «Как живут птицы зимой » .

Домашние задания : совместное нахождение и чтение литературы о зимующих птицах , рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок.

Разработка презентаций для НОД «Зимующие птицы » , "Какие бывают кормушки".

Подбор конспектов НОД по теме проекта .

Подбор дидактического и методического материала по проекту (педагогами) .

Оформление детской книжной выставки.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц ", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц ".

2. Основной (практический) этап.

Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей

Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.

Заучивание стихотворений о птицах

Чтение книг о птицах .

Мероприятия с родителями, папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта .

Оформление альбома про зимующих птиц .

Составление описательных рассказов о зимующих птицах .

Наблюдение за зимующими птицами ,за поведением птиц на кормушках .

Кормление птиц (ежедневное) .

Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой ".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц ?".

3. Заключительный этап

Физкультурный досуг «Птичий переполох»

Оформление результата проекта в виде презентации .

Организация выставки совместных с родителями детских рисунков «Птички –невелички»

Проведение конкурса на лучшую агитационную листовку «Покормите птиц зимой »

Участие во Всероссийской акции «Покормите птиц зимой » . Организатор акции Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва»

Продукты проекта .

Презентация «Мы реализуем проект » .

Книжная выставка «Зимующие птицы »

Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми.

Шапочки птиц к подвижным играм .

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Альбом : «Зимующие птицы » , «Все о птицах » .

Картотека загадок, стихов о птицах ;

Папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края » . «Зимующие птицы » , «Как живут птицы зимой » .

Презентации «Зимующие птицы » , «Какие бывают кормушки» .

Агитационные листовки «Покормите птиц зимой »

7. Результативность :

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе . У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

В результате активной творческой работы семей, в группе была создана презентация по теме «Поможем зимующим птицам » . В нем отражена деятельность на протяжении всего проекта . Презентация была использована для проведения родительского собрания, для привлечения и агитации малоактивных родителей в жизни детей в детском саду.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос : "А другие заботятся о птицах в зимний период времени?". Мы вместе с воспитанниками обсудили этот вопрос и решили привлечь жителей нашего города к подкормке птиц . Мы оформили листовки "Покормите птиц зимой !" и памятки "Чем кормить птиц ?" и развесили их на подъездах близлежащих домов.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц , но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

В перспективе мы планируем еще более расширенную работу по проекту «Покормите птиц зимой » . Данный проект положил начало проекту «Перелетные птицы » и «Обитатели зимнего леса» .

« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц» . Э. Н. Голованова

О ПРОЕКТЕ Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Задачи: 1. Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта. 2. Расширить кругозор детей о зимующих птицах. 3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной (практический) III этап- заключительный

I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Дидактические игры: «Один-много» , «Назови ласково» , «Счёт птиц» , «Четвертый лишний» , "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост? » , «Кто что ест» , « Узнай по голосу» , «Что едят птицы» . Н/и «Домино» (птицы) , «Разрезные картинки» , Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор» . Театрализация: «Где обедал воробей» .

Подвижные игры «Снегири» , «Воробушки и кот» , «Зимующие и перелетные птицы» , «Воробушки и автомобиль» , «Совушка» .

Познавательная деятельность: Формирование целостной картины мира. Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины» Задачи: расширять представления о многообразии птиц; учить выделять характерные особенности снегирей; формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их; закрепить умение правильно держать карандаш; продолжать учить работать сообща. ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? » (Порядковый и количественный счёт до пяти).

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой» , «Кто заботится о птицах» , «Пользу или вред приносят птицы? » , «Меню птиц» , «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? » . Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой» .

Наблюдение за птицами зимой: Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой.

Коммуникация: Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей» М. Горького «Воробьишко» просмотр мультфильма «Воробьишка - хвастунишка» просмотр презентаций: «Зимующие птицы» , «Покормите птиц зимой» , «Голоса птиц» В. Бианки «Терентий – Тетерев» Сладков «Волшебная полочка» И. Гурина « Как появляется птица» Творческое рассказывание «Как я спас птичку» . Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах (мнемотаблицы); обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество: Рисование «Синичка» (оттиск ладошкой). Задача: учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом, располагать изображения по центру листа бумаги. Развивать память, воображение, мышление. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию.

Лепка из пластилина «Птицы на кормушке» Задачи: продолжать учить детей лепить птиц, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Отметить разнообразие получившихся изображений, радоваться им.

Аппликация «Снегирь» . Задачи: упражнять в срезании углов у квадратов, округляя их. Развивать умение правильно работать с ножницами. Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание помочь им.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить знания детей о зимующих птицах.

Формировать элементарные экологические знания.

Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.

Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемые результаты проекта:

Воспитанник имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку;

Знающий, каким кормом, и как подкармливать;

Умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность.

Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Определение темы проекта, цели и задач

Подбор необходимых литературы и наглядных пособий.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями

II этап - основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Совместные прогулки с детьми;

Совместно с ребенком сделать кормушки.

Заучить стихотворение о зимних птицах.

Рассмотреть с детьми зимних птиц на иллюстрациях, книгах, журналах.

III этап - заключительный.

Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.

Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Планирование работы по разным видам деятельности

Дата проведения

Художественное творчество

Рисование. Тема: «Синички»

Цель: Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка. Тема: «Птички на кормушке»

Цель: Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»

Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря путем силуэтного врезания.

9.12.14

16.12.14

23.12.14

Музыка

«Все птички прилетели к нам» В.Кирильчук

Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой.

Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички»

В течение недели

Чтение художественной литературы

Л.Воронцова «Птичьи кормушки»

В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка»

О.Григорьева «Синичка»

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»

И.Тургенев «Воробей»

М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма

Н.Рубцов «Воробей», «Ворона».

Заучивание наизусть стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой».

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.

Отгадывание загадок по теме.

В течение недели

Познание

Формирование целостности картины мира

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелётов.

Беседы:

«Как живут наши пернатые зимой»

«Кто заботится о птицах»

«Пользу или вред приносят птицы»

«Чем кормить птиц»

«Как дети и их родители могут помочь птицам»

Наблюдения:

Наблюдение за птицами на кормушке.

Наблюдение за синичками.

Наблюдение за воробьями.

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за голубями.

Наблюдение за птичьими следами на снегу.

8.12.14

В течение недели

В течение недели

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Прилетели птицы-голуби, синицы».

«Один-много».

«Назови ласково».

«Четвёртый лишний».

«Счёт птиц».

«Кто что ест».

«Узнай по описанию».

Разрезные картинки.

Домино - «Птицы».

Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор»

Театрализованная игра: «Где обедал воробей»

Подвижные игры:

«Снегири»

«Воробушки и автомобиль»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Собачка и воробей»

«Вороны»

«Воробушки и кот»

В течение недели

Работа с родителями

Консультации:

«Как и из чего можно сделать кормушки»

«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»

«Воспитание у детей любви к природе»

Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.

Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

Просмотр мультфильмов.

Беседы с детьми по теме.

Заучить с детьми стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»

В течение всего проекта

Использованная литература:

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России».

Г.В.Лаптева «Развивающие прогулки для детей».

И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду»

Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?».

В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

Результаты реализации проекта

Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.

Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.

Приложение. Родители вместе с детьми смастерили кормушки для птиц

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста . Время реализации - зимний период. Образовательная область «Познание». Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание любви к природе родного края.

Актуальность реализации проекта:

Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки».

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея - познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект: «Зимующие птицы Урала».

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, краткосрочный.

Вид проекта: групповой, семейный.

Проблема:

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Ожидаемые результаты: дети получать начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.

Место проведения: МДОУДС №53 «Серебряное копытце».

Сроки проведения: январь-февраль 2014 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта:

воспитатель: Останина В.А, дети-23 чел., родители-34 чел.

Возраст детей: 4-5 лет.

1 этап. Целеполагание.

Цель: создать условия для развития у детей познавательного интереса у детей.

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширять кругозор детей и словарный запас.

Развивающая:

развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

2 этап. Разработка проекта.

1. Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес к данной проблеме.

2. Подобрать необходимую методическую и художественную литературу.

3. Подобрать иллюстрационный материал и наглядные пособия для более яркой продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», «Юные орнитологи», « В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

*** Настольно-печатная игра «Птицы», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?», лото «Животный мир», «Профессии».

Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

*** Словесные игры «Чей дом? », «Доскажи словечко».

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.

Чтение стихов и небольших рассказов о птицах.

Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные».

Разучивание потешек, считалок, скороговорок о птицах.

· Чтение пословиц и поговорок, загадок о птицах.

Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить слушать музыку, пробовать импровизировать, развивать чуство ритма, учить соответствовать выбранной роли.

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

* Изготовление коллективных работ «Птицы прилетели», «Зимний лес».

3.5. Фотовыставка «Птички бывают разные».

Цель: воспитывать бережное отношение к птицам, учить видеть прекрасное в природе.

3.6. Продуктивная деятельность.

Рисунок: «Синичка», «Снегири прилетели», «Покормим воробушка».

Аппликации: «Деревья зимой», «Кормушка для птиц».

Лепка: «Ворона», «Гнёздышко», «Кормушка».

3.7. Экскурсии по городу.

Цель: продолжать расширять кругозор детей, развивать интерес детей к птицам.

«Покорми глубей», «Где скачет воробей».

3.8. Акция: «Будем добрее!»

Цель: изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективные работы «Птицы прилетели», «Зимний лес».

4.2. Фотовыставка «Птички бывают разные»

4.3. Выставка в группе «Птицы вокруг нас», «Детские писатели о птицах».

4.4. Акция: «Будем добрее!»

4.5. Оформление газеты «Мы славно потрудились!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)Подготовила: воспитатель Каленова Ольга Романовна
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид: групповойФорма проведения:
Занятия, беседы, наблюдения, экскурсии по территории детского сада, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 19 .01 - 6 . 02.2015)
Место проведения: территория участка детского сада, музыкальный зал, группа, семья.
Возраст детей: 3 – 4 года.(вторая младшая группа)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта: Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.Задачи проекта:1. Развивать кругозор и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой.2. Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью 3. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за объектами живой природы.Задачи исследовательской деятельности: - формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;
- формировать умение определять возможные методы решения проблемы совместно со взрослым;
- формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Образовательные области:- познавательно-речевое развитие дошкольников;
- художественно-эстетическое развитие дошкольников
- социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:- формирование у детей знаний о зимующих птицах;
- совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять, что необходимо зимующим птицам;
- развитие стремления детей к самостоятельности
- формирование гуманного отношения к природе;
- развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.«Программа « Детство» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;- называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья;- формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе.
Учитывая, что программа предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде;- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;- приобщать детей к театральному искусству;- развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам;- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;- совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Работа с родителямиБольшое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Мы провели совместно с родителями: Мастер класс «Сохрани этот мир»(поделки из природного материала) , Акция «Поможем птицам зимой», выставки кормушек, художественного творчества детей и родителей.
Задачи оздоровительной направленности:
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой2. Задачи образовательной направленности:- формировать элементарные экологические знания;- развивать экологические представления;- формировать начала экологического мировоззрения; - соучаствовать в решении различных экологических задач;- учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:а) познакомить детей с особенностями жизни птиц;б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.3. Задачи воспитательной направленности:- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:- учить детей заботиться о зимующих птицах;- учить делать кормушку для птиц из бросового материала.5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.Предполагаемые итоги реализации проекта:- Формировать у детей представления о зимующих птицах.
- Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.
- Вызывать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
- Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
- Обогатить словарный запас детей.
- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
- Приобщить к совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; корм, собранный в процессе проектной деятельности. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Формы и методы работы
Познание Занятия: «Зимние гости», «Кто как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».Экскурсия по экологической тропе.Дидактические игры: «Меню для птиц»,«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».Исследование различного оперения спомощью лупы. Наблюдение за поведениемптиц во время кормления. Сходство иразличия в питании птиц зимой и летом.Ведение дневника наблюдений прилета птицК кормушке.
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц»,«Детский сад».
Коммуникация Составление описательного рассказа ободной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение: снегирь и ворона».Дидактические игры: «Скажи наоборот»,«Назови ласково», «Кто как голос подает?»,«Один - много», «Большой – маленький», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Сосчитай птиц». Экологическая сценка «Доживём довесны».
Чтение художественной литературой Чтение: В.Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Скребрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.Художественное творчество Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», « изготовление кормушек из бросового материала З «Синичка - птичка-невеличка», «Снегири на ветках», «Вылепи любую птицу»,«Снегири на ветках», «Сорока – белобока».
Физкультура Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки имашины»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц.«Кто как голос подает?»Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.Дети:Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.Я сорока: стр - тр-тр. Я умею стрекотать.Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь: фить – фить – фить. Я умею свистеть.Я воробей, я умею чирикать.«Сосчитай птиц»Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными.Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.«Большой – маленький».Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.Острый клюв – остренький клювик.Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.Белая грудь – беленькая грудка.Черное крыло – черненькое крылышко.Толстая шея – толстенькая шейка.Короткий хвост – коротенький хвостик.Светлые перья – светленькие перышки.«Один – много»Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных.Одна ворона – много ворон,Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»Цель - Учить составлять описательный рассказ. «Скажи наоборот»Цель: Учить образовывать антонимы.Клюв толстый – клюв тонкий,Хвост длинный – хвост короткийПальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Подвижная игра «Совушка»Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.«День наступает – все оживает»,Ночь наступает – все замирает».Физкультминутка«Воробышки как проснутсяОчень любят потянуться Обязательно зевнутьЛовко хвостиком махнуть»,а теперь мы галки«Галка скачет, ловко пляшетГалка крылышками машет, и взлетает без оглядкиЭто Галкина зарядка».
Наблюдение за птицами зимой Задачи:- формировать представления о жизни птиц зимой;- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:Не видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувших жуков и личинокУкрыл под корой снегопад.Лети же, пичуга, к людямИ прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будемКрошками хлеба, пшеном.Воспитатель задает детям вопросы:- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?- Почему они прилетают к жилью человека?- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?- Какой корм они охотнее поедают?- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?- Есть ли кормушка возле вашего дома?Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички и снегири любят пшено, семечки, крошки хлеба.
Наблюдение за синицей Задачи:- продолжать вызывать интерес к пернатым- познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения:Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.Угадай, какая птица,Бойкая, задорная, ловкая, проворная,Звонко тенькает: «тень-тень!Как хорош весенний день!» (синица)Синица расписная свистит, не уставая.За окном повешу ейЯ кусочек сала,Чтоб теплей и веселейБедной птахе стало.- Что это за птица?- Как она выглядит и какого она цвета?- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?Зерен хочется синице,Но в кормушку сесть боится.«Будь смелее, не робей!»-Приглашает воробей.- Какую пользу синицы приносят? В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».Синичкин день отмечается в ноябре месяце.- Где зимует синичка?- Как они кричит?- Как человек заботится о ней?
Наблюдение за вороной
Задачи:- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.Шапочка серенькая,Жилеточка нетканая,Кафтанчик рябенький А ходит босиком (ворона)- Кто это, как зовут эту птицу?- В чем особенности ее внешнего вида?- Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?
Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем
Задачи:- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;- познакомить с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.- Как выглядит снегирь?- Чем питается?- Где зимует?- Как человек заботится о нем?- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу.И еще красней зимойЯрко-красный галстук мой. (снегирь)Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями Задачи: - расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы- Кто часто прилетает к нам на участок?- Откуда ни к нам прилетели?- Где они живут?- кто их кормит?- Что они любят клевать?- Как называется домик, где живут голуби?- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Письмо - Обращение«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Памятка по кормлению птиц - зимой
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Экологическая сказка к проекту « Зимующие птицы»
«Доживем до весны»
Действующие лица: воробей, синица, сорока. (Появляется взъерошенный воробей)Воробей: Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам.То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)Синица: Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)Воробьишка! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?Воробей:Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них!Синичка:Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)Сорока:Добрый день, синичка! Здравствуй!Воробьишка, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)Воробей:Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет, глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)Сорока:Воробьишка, ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в детский сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)Воробей:Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)Синица:А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в детский сад?Воробей:Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.(Все улетают). Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню « Маленькая птичка»(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)Синичка:Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!Воробей:Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!(Обращается к синичке)Ты со мной согласна?Синичка:Да!Я, сосед, с тобой согласна!Как на свете жить прекрасно!

Литература
Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО»
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.
Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина, «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.