Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания

Мастер-класс «Мотивация учащихся на уроках гуманитарного цикла на примере преподавания истории и обществознания»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога в условиях новых государственных образовательных стандартов – это научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию, а не дать максимально большое количество знаний. Что, правда, не отменяет необходимости со стороны ученика прикладывать определённые усилия к заучиванию требуемого объёма знаний по предмету.

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, а не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования, саморазвития для ученика нелёгок. Многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо и можно быть уверенным, что он сам пробьёт себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одарёнными детьми. Но есть масса других детей, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело»…

Нина Ивановна Подопригора,

учитель истории,

МБОУ СОШ №76, п. Гигант,

Ростовская область.

Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Успех в освоении основ наук зависит, прежде всего, от желания самого ребенка приобретать эти основы. Компьютеризация общества вместе с новыми возможностями породила новые проблемы, одной из которых является падение интереса к обучению. Намного проще и легче детям найти готовые ответы в интернете, чем продумать и проанализировать источник, не имеет смысла внимательное поведение школьника на уроке, так как содержание материала можно найти на сайте. Ребята перестали мыслить, потерялся интерес к предмету, что привело к снижению качества знаний. Удивляют ответы школьников в социальных сетях по историческим событиям, личностям, хронологии. Вяземский в оценке результатов знаний приводил примеры ответов студентов на детские вопросы по истории, которые демонстрировали полную безграмотность, отсутствие фактических знаний. Любой гражданин Отечества должен знать основные вехи развития своего государства и общества, исторических личностей – государственных деятелей, полководцев, деятелей культуры. К сожалению, сегодня интерес к истории угас, общество все больше воспринимает сенсационные события, причем не всегда истинные. Для ликвидации этого пробела в процессе становления личности необходимо усилить внимание к побуждению, интересу изучения истории. Большинство обучаю­щихся не склонно посвящать себя непрерывному процес­су обучения, ориентируясь только на свое желание поз­нать практически непознава­емый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополни­тельному обучению.

Основным фактором я считаю, определяющим качество обучения, является моти­вация. Это звено, которое соеди­няет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуаль­ного запаса формирования знаний, умений, навыков.

Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - аван­гардная, несущая основную нагрузку функции «деятель­ности».

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последо­вательности элементов учеб­ного процесса, т.е. мотива­цией задается образ, схема стимулированного целепо­лагания процесса обучения, его структура. Под мотивацией следует по­нимать стрем­ление человека к самореали­зации в соответствии с его врожденными способностя­ми к определенным видам де­ятельности и настойчивость в овладении ими на творчес­ком уровне. Мотивация оп­ределяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной де­ятельности. Её влияние всегда при­сутствует и отслеживается практически на всех этапах обучения. Мотивация в обучении рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный, эмоционально яркий мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.

Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Именно этот фактор необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку. Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.

Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я вошла в класс с мячом, диском, скакалкой и задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.

Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», который проводился в декабре, начался хоровода под новогоднюю песню. Затем я поставила перед ребятами проблему: « Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном утреннике и в повседневной жизни? Хотите составить правила поведения в общественных местах?»

Чувственное восприятие всегда вызывает эмоциональный интерес у обучающихся, а вслед за ним порождаются логичные рассуждения, которые перерастают в определение целей урока, его задач самими учениками. Такая системная работа позволяет формировать навыки проектной деятельности. Очень важно учителю определить главное, существенное, так сказать, ключевую компетенцию урока, ассоциировать ее с определенным предметом, вещью, и тогда познавательный интерес будет направлен в нужное русло, приведет к ожидаемому результату.

На уроке истории в 8 классе при изучении реформы отмены крепостного права я использовала маленький упаковочный мешочек золотистого цвета и с первой минуты урока спросила ребят: «Как вы думаете, что я положила в этот мешочек и принесла сегодня на урок?» Ответы были разные, прозвучал и правильный - земля. «Почему я поместила ее в золотой мешочек?» - вопрос сразу же был обоснован учениками. Ключевое слово названо, ценность ее определена и можно приступать к решению проблемы: на каких условиях крестьяне получали землю.

Такое нестандартное начало урока проводится не только на средней ступени обучения, но и в старшей школе. В 10 классе на уроке обществознания по теме « В чем смысл жизни» впервые минуты урока ребята из пластилина лепили цветы. «Легко ли было изменить форму пластилина? Легко ли изменить взгляды человека, его мировоззрение?» Поставленная проблема вызвала интерес к дискуссии, которая постепенно переросла в активную проектную деятельность.

Применяя различные технологии и операции при изучении нового материала необходимо поддерживать познавательный интерес. На этом этапе урока активизация осуществляется через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Этому моменту учитель всегда уделяет много внимания, специфика его зависит от сложности темы, от поставленных целей и задач, от уровня подготовки класса и опыта учителя. Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые) наглядность (И К Т), творческие работы, познавательные задачи, ребусы, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.

Завершающий этап урока предполагает самооценочный характер работы ученика на уроке. В психологии это называется рефлексией – размышлением человека, направленным на анализ самого себя. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Для осуществления компетентного подхода в обучении очень важно подводить ученика к самоанализу его деятельности на уроке. В зависимости от возраста и изучаемой темы рефлексия проводится разными способами. Можно предложить школьникам традиционно дать ответы на вопросы: что узнал нового на уроке, какие термины усвоил, что вызвало сложность усвоения, почему. Я предлагаю более сложный вариант рефлексии: составить график по оценочной шкале своих знаний. В 5 классе для самооценки даю незаконченные предложения следующего характера: на уроке я узнал, что…, я хотел бы узнать…, для этого мне нужно…, эти знания мне пригодятся …., мне не понятно….. Для оценки себя на уроке широко использую смайлики, ребята их рисуют в зависимости от своих ощущений. Применяю психологический метод отображать свою деятельность цветовой гаммой. Учителю предоставляется возможность увидеть уровень знаний и уровень интереса детей на уроке. Мониторинг результата позволяет учителю перспективно определять задачи обучения, выявлять пробелы в знаниях и возможности устранения их.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.

2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.

3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов, а это приоритетная задача, которая сегодня должна реализоваться в педагогической деятельности.

Библиографический список:

1.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос 2001г.

3.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г.

4.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.

интересные методы и приемы работы на уроках, которые помогут сделать уроки более интересными, увлекательными и помогут повысить качество знаний обучающихся.

«Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках истории, обществознания»

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

А) Вход в класс под музыку. Музыка обязательно подбирается к теме урока. Например, тема «Индустриализация в СССР» - «Марш индустриализации», тема «Начало Великой Отечественной войны» - «Песня защитников Москвы», тема «Культ личности Сталина» - песня «Да здравствует Сталин!» и др.
Слыша еще на перемене песню, дети начинают спрашивать: «А что это? А зачем это? А что мы будем делать? А какая тема?»

Интрига создана, обучающиеся в нетерпении.
К некоторым песням можно распечатать текст, один, два куплета, раздать каждому на парту до начала урока. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии.
А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания - успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.
Пример: отрывок из «Песни защитников Москвы»
(для детей лучше не указывать название данной песни)
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Рубеж наш назначен Вождем.
На марше равняются взводы
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.
Вопросы:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Черный ящик».
Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

Например, по обществознанию, тема «Семья» - вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера; можно положить тематическое фото в теме «Глобальные проблемы» - фото ядерного взрыва, террористического акта, мусорной свалки; по праву, начиная изучение отдельной отрасли права - кодексы семейный, уголовный, трудовой и т.д., по истории это может быть фигура египетской пирамиды, монеты и банкноты разных периодов, небольшие бюсты Сталина, Ленина, портреты политических лидеров, предметы быта и другие вещественные исторические источники.

Для того, чтобы открыть коробку, нужно угадать по наводящим вопросам, что в ней спрятано.
А когда предмет стал известен, учитель задает серию вопросов: Как вы считаете, почему был спрятан именно этот предмет? Какую информацию он нам может дать? И т.д.

В) Игра в метеорологов. Данную игру я использую на своих уроках регулярно. Причем у меня ученики выступают не метеорологами, а экономистами, банкирами, политологами, историками. На уроках экономики, изучаю темы «Биржы», «Деньги», «Банковская система» школьники предсказывают курс доллара, евро, драгоценных металлов. В начале урока каждый на листке бумаги пишет сегодняшний курс денежной единицы и прогнозирует его изменение за неделю (так как урок экономики у нас раз в неделю). Учащиеся с нетерпение ждут следующего урока, чтобы узнать сбылся ли прогноз.
Такие же прогнозы мы строим во время предвыборных кампаний. Какие партии на парламентских выборах попадут в Государственную думу, какого будет соотношение полученных голосов. Кто победит на выборах в президенты США. Темы могут быть различные. Данная игра не только способствует повышению мотивации обучающихся, так еще и стимулирует их познавательную активность вне уроков.
Г) «Здравствуйте, садитесь!» Банальная фраза, с которой у большинства учителей начинается урок. Предлагаю попробовать сесть за парту разными способами.

Присядет те, кто считает, что архитектор Тон К.А. был автором Храма Христа Спасителя;

Присядут те, кто считает, что Храм Христа Спасителя расположен в Новногоде;

Это могут быть даты, термины, события, люди, высказыкания (лучше вопросы выводить на экран и сопровождать изображениями.

И таких вариантов «Здравствуйте, садитесь!» может быть множество, разные картины, карты, схемы, даты, вопросы. Можно использовать видео ряд, загадывать устные загадки. Такая игра дает несколько эффектов: актуализация знаний, выяснение западающих вопросов, активизация интереса, тренировка.

Современный урок должен меняться и внешне, и внутренне.
Простая перестановка парт меняет отношение ребенка к уроку. У меня в кабинете парты стоят не рядами, когда буквой «П», когда по две парты вместе, когда одним большим столом. Школьники очень радуются этой мелочи, они все мотивированы на урок и готовы к работе, ожидая чего-то интересного (в данных условиях должны быть правила работы, с которыми знакомы все, чтобы избежать возможных рисков).

Что же касается форм работы на уроке, то исходя из новых требований к результатам образования, преобладает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, спорить, доказывать свою точку зрения. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Школьники учатся обсуждать задачи, искать пути решения, распределять обязанности в соответствии со способностями, представлять совместный результат.

В группе любая работа, даже самая скучная, становится интересной, особенно если добавить состязательный момент.
Не стану углублять в технологию групповой работы, а приведу примеры.

Обществознание. Тема урока «Типология обществ».

Группы по 3-4 человека наглядно представляли разные типы обществ, а затем на основе представленных результатов проводили сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.
Работа в группах помогла быстро освоить большой объем материала, легко выделить сходства и различия между данными подходами и всем учащимся получить оценки.
В качестве закрепления по теме «Менеджмент» (экономика), учащиеся отвечали на вопрос «Кто такой современный менеджер?»

При этом, перед началом работы школьники самостоятельно выработали критерии оценки данной работы:
1. Степень раскрытие задания (информативность)
2. Логичность, точность, корректность выступления.
3. Творческий подход (креативность).
Баллы
«0» - критерий не раскрыт,
«1» - есть замечания,
«2» - критерий раскрыт полностью.
И каждая группа оценивала по данным критериям работу одноклассников, на основании набранных баллов выставлялись оценки.

Домашнее задание.

Возможно, для многих учителей нет проблем с выполнением домашнего задания, но в нашей школе такая проблема возникла уже давно. Большая часть учащихся не выполняют домашние задания и родители не могут, а часто и не хотят, заниматься этим вопросом, считая это не важным.
Один методист сказал: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок сделал его за одну перемену на школьном подоконнике» (конечно, речь не идет о всех предметах, всех темах). Наверно, от части, он был прав. Если ученик успел за перемену сделать домашнее задание, значит на уроке вся тема была пройдена, ученик все усвоил, у него не возникло сложностей. Я бы добавила к этим словам: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок захотел его сделать». Конечно, не все домашние задания могут быть интересными, но по возможности, я использую форму выполнения домашнего задания, как мотив к изучению темы.

Приэтом, если в видеосюжете допущена ошибка, то ролик становиться для учителя еще и заданием классу. (Укажите на неточности, допущенные автором; найдите ошибочное суждение или противоречие).

Но самым мощным стимулом для школьников, является успешность. Именно поэтому необходимо как на уроке, так и в домашнем задании давать возможность посильного выбора. Ребенок должен иметь возможность выбрать для себя форму работы, ее объем и сложность.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Захаровская средняя школа»

Чернышковского муниципального района Волгоградской области

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

« Инноватика в обучении»

Учитель истории

Кондратенко Лариса Вячеславна

2017г

Актуальность работы.

«Ум – это хорошо организованная система знаний»

К.Д. Ушинский

В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиций сопричастности.

Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задачи достижения нового, совершенного качества образования.

Усиление компетентностного подхода является одним из стратегических направлений в развитии современного школьного курса истории, о чём свидетельствует содержание Федерального Государственного стандарта общего образования: «Реализация компетентностногого подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учётом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных проблемных ситуаций, деловых и ролевых игр) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо сформировать у учащихся внимание и интерес к истории, что наиболее успешно осуществляется при условии творческого взаимодействия учителя и учеников. Своей основной задачей, как учителя, я вижу в создание условий и возможностей для получения сельскими школьниками образования, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и удовлетворяющего основным образовательным потребностям обучающихся. Как это сделать?

Поэтому возникает Проблема: формирование компетентности учащихся во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в средних классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

В практике моей работы преобладали традиционные методы преподавания. Необходимость применения нетрадиционных технологий осознавалась мною, но подготовка к таким урокам требует больше времени и физических затрат. Традиционные методы преподавания способствовали к перегрузке учащихся, не способствовали развитию компетентности учащихся, не формировали потребность в самообразовании, снизилось стремление учеников к самостоятельным формам работы, к дополнительным источникам знаний, неосознании некоторыми учащимися значимости учения. Анализ затруднений учащихся по истории показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применении полученных знаний. У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Отсюда не способность понять материал, который становится не интересным. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения – вот что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект.

Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным.

Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались эффективные формы обучения, где дети сами получали знания.

В ходе проведения диагностических исследований выявлено, что у обучающихся недостаточно сформированы следующие навыки мыслительной деятельности:

Неумение делать выводы и обобщения из прочитанного: 47% обучающихся 6-х классов показали средний и низкий уровень восприятия текста;

Неумение устанавливать причинно-следственные связи: 39% обучающихся 7-х классов показали средний результат;

Результаты исследования показали очевидную необходимость выбора технологии, направленной на развитие мыслительной деятельности обучающихся среднего звена.

Я считаю, что данную проблему можно решить помощью использования современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления . Приемы и методы технологии развития критического мышления я успешно использую в своей работе, модифицируя их под детей своей сельской школы.

Как преподаватель общественных гуманитарных дисциплин чувствую за собой ответственность за успех становления открытого демократического общества. Ведь формирование гражданина начинается именно со школьных уроков истории и обществознания. Поэтому много внимания в своей школьной практике я уделяю формированию демократического стиля педагогического общения, который способствует становлению доверительных партнёрских отношений между мной и моими учениками, позволяет им свободно высказывать своё мнение.

Технология критического мышления, которая легла в основу моего опыта, побуждает меня учиться у своих учеников, во главу угла ставить личность познающего, доходящего до сути вещей субъекта, который, имея собственную точку зрения, умеет работать в сотрудничестве с другими и не боится взять на себя ответственность за воплощение идеи.

Новизна опыта состоит в создании комбинации приёмов и методов личностно-ориентированного обучения и технологии развития критического мышления по развитию мыслительных способностей обучающихся с привлечением психологических приемов (тестирования, опросы и т.д.) в условиях сельской школы.

Прогнозируемые результаты деятельности обучающихся:

· повышение учебной мотивации школьников;

· способность обучающихся к самостоятельным оценочным суждениям;

· умение ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

· умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

· способность к исследовательской деятельности, поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учащемуся надо освоить текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая.

Что дает технология критического мышления учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Фазы технологии критического мышления.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Мной разработан алгоритм формирования критического мышления.

1.Какова цель? (Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели)

2.Что известно? (Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации)

3.Что делать? (Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений)

4.Достигнута ли цель? (Сравнить полученный результат с желаемым продуктом)

Опыт использования приёмов и методов технологии развития

критического мышления на уроках истории

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. Одним из них является составление кластера . Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Фрагмент урока .

Урок обществознания в 8 классе по теме:

“ Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.

Цель: Создать условия для формирования знаний о видах социальных норм и отклоняющемся поведении.

На этом уроке учащиеся могут сами, без затруднений, сформулировать тему урока. Учитель добивается этого, задав ученикам несколько простых вопросов.

После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:

– Почему, когда я вошла, вы встали? (Это норма.)

– Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)

– Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются.)

– Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм? (Отклоняющееся.)

Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Так, с помощью учителя, учащиеся сформулировали тему урока.

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.

Первый этап урока . Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока . Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока . Защита кластеров.

Четвертый этап урока . Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

Для развития умения воспринимать информацию я использую прием «Знаю - хочу узнать – узнал» . Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Фрагмент урока .

Обществознание. 6 класс

Тема: « Государство и его граждане»

На доске эпиграф:

« Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.»

Предлагаю определения:

  • « Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления»
  • « Гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос»
  • « Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина»
  • « Граждане, передавайте деньги за проезд!»

На доске понятия , которыми могут пользоваться учащиеся при заполнении таблицы: 18 лет, паспорт, права, чувство долга, обязанности, с рождения и т.д.

После того, как учащиеся погрузятся в предлагаемую тему, я прошу их в течение нескольких минут индивидуально записать (ключевыми словами, фразами) всё, что уже знают по этой теме

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учащиеся записали: гражданин это человек. Гражданин трудится, учится. Это взрослый человек.

У гражданина есть обязанности, права.

Учащиеся записали:

Чем гражданин отличается от не гражданина государства.

Что такое паспорт

Как можно стать гражданином

Гражданин страны пользуется всеми правами данного государства, имеет обязанности.

Паспорт – это документ, удостоверяющий личность человека с 14 лет, а до 14 лет свидетельство о рождении.

Гражданином можно стать «по крови», «по почве», подав заявление Президенту страны, достигнув 18 лет и прожив в РФ 5 лет.


После составления индивидуальных списков 1 колонки, учащиеся обмениваются результатами в парах.

В графу «З» я, вместе с учениками на доске, заношу все, что класс смог воссоздать на данном этапе работы. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы учащиеся сгруппировали пункты списка. Некоторые детские варианты могут быть выражены нечетко, слишком пространно. Именно для того, чтобы их образы оформились в понятийные структуры, нужно не просто перенести записи из индивидуальных таблиц в общую, но и обсудить их с детьми, поработать над развитием понятийного мышления школьников.

Для заполнения 2 колонки предлагаю учащимся послушать фрагмент рассказа Василия Шукшина о деревенском пареньке Пашке, которого называли в деревне балаболкой, несерьёзным. Но вот, когда на автобусной остановке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, а Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал машину к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва.

Задаю вопросы: можно назвать поступок Паши гражданским поступком, почему?

Затем я показываю страницу своего паспорта о гражданстве РФ.

Привожу пример из газеты «АиФ» о защите граждан РФ, выезжающих за пределы РФ и т.д.

Проходя по рядам, я замечаю оригинальные предложения, которые (по договоренности с ребенком-автором) я предлагаю позаимствовать всему классу.

Данный этап работы на уроке выполняется на стадии вызова.

Теперь самое главное. Ребята должны четко уяснить, что в тексте многое может быть интересным, привлекательным. Тем не менее, им нужно сосредоточиться на том, что они сформулировали в графе «Х». То есть, читают текст (или слушают рассказ учителя) и заполняют графу «У».

Эта работа проводится на стадии осмысления. Фаза рефлексии (размышления). Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.

Другим приемом, используемым для систематизации материала, является, прием «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты.); сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;». Приём «ИНСЕРТ» помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.

Фрагмент урока

История России XIX века. 8 класс.

Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

На стадии осмысления я предлагаю классу познакомиться с характеристикой Александра (раздаточный материал). При чтении обучающиеся используют маркировочные значки: (приём «Инсерт»). Значки ставят у абзаца, предложения, слова.

Александр I: особенности характера.

Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.

Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, или так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.

В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.

Именно с этих пор он ощущал себя свободным только вне столицы, а еще лучше – вне России.

Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же на протяжении всего царствования у Александра не обнаруживалось программы преобразований.

П.А. Строганов отмечал: “Император взошел на трон с наилучшими намерениями – утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…”

А. Чарторыйский, друг царя, писал: “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.

Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г. Р. Державина: “Ты все хочешь учить, а я – самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе”

В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба.

После знакомства, с предложенной характеристикой обучающиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов - нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец и т.д. Результаты работы с данным приёмом:

1.70% обучающихся отметили знаком « V » предложение, где сообщалось, что Александр I сын Павла I и внук Екатерины II.

2. Почти все обучающиеся, 100 %, отметили знаком «-» абзацы, где говорится о взаимоотношениях отца и сына и участие Александра I в заговоре против отца, Павла I.

3. 80 % обучающихся поставили знак «+» у предложения “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.

4. 90 % обучающихся поставили знак «?» у предложения «Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба» - т.е. почти все обучающиеся хотели бы узнать больше об Александре I.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:

Позиция: С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность.

Обоснование : Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём.

Подтверждение: Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба».

Следствие: Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности.

Как мы видим, всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. Данный прием ПОПС мои учащиеся используют при написании эссе по обществознанию.

Предлагаю познакомиться с опытом применения синквейна. Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Фрагмент урока

Обществознание. 9 класс.

Тема: « Выборы в демократическом государстве»

На заключительном этапе урока, на стадии рефлексии, я предложила обучающимся составить синквейн со словами « Выборы», « Избиратель», «Закон»

Результаты работы обучающихся (предлагаю лучшие варианты ответов)

1. Выборы.

2. Демократические, свободные.

3. Определяют, обязывают, направляют.

4. Выборы – право человека.

5. Демократия

1. Избиратель

2. Грамотный, ответственный

4. Он определяет будущее страны.

5. Народовластие.

2. Закон

Справедливый, суровый

Предупреждает, защищает, наказывает

Необходимое условие существования общества

Необходимость

Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» . Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т. п.).

Эссе - один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках обществознания в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Очень полезна эта форма работы в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.

В своей работе я использую как отдельные приёмы, так и технологию в целом.

Заключение.

История…

Она бывает разная: Весёлая, печальная и важная.

Уж сколько лет живём мы на планете.

За все дела, конечно, мы в ответе.

Нас мудрости учили наши предки.

А что же будут знать в тридцатом веке детки?

Течёт, течёт истории неумолимый ход.

А разве может быть наоборот?

Из века в век шагаем мы по свету,

Прислушиваясь к мудрому совету:

Не забывайте прошлого, друзья,

Построить будущее без него нельзя.

Что ожидает человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе, прекращая исполнять роль учащегося, ведомого учителем? Современному обществу требуются активные, талантливые и практические направленные специалисты, способные к адаптации в социальной среде, именно поэтому очень важно развивать личность учащихся через сотрудничество и совместную деятельность. При этом формирование здоровой и гармоничной личности, которая знает свою историю и любит свой край, важно на любом этапе развития образования.

В процессе изучения общественно-научных дисциплин важно все: и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, и сформированность мотивации на изучение материала, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять). Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания.

Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что использование технологии критического мышления позволило добиться определённых результатов:

Стабильного уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся;

Повышения уровня познавательной активности учащихся;

Позитивное отношение учащихся к учебному предмету.

Использование технологии развития критического мышления стало неотъемлемым элементом моей педагогической деятельности, это позволяет:

1) увеличить время на самостоятельную работу обучающихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;

2) развивать самостоятельность и стремление обучающихся к самообразованию;

3) разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у школьников интереса к географическим знаниям, познавательной активности;

4) целенаправленно формировать обще учебные умения и мыслительные навыки;

5)повысить успеваемость обучающихся, качество образования, уровень коммуникативных умений школьников.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат.

Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Таким образом, применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания – это возможность творить. Но человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить - способен на настоящее творчество, а моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы мотивировать моих учеников на это творчество, помочь им делать свои маленькие открытия. Слайд 2

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский Поэтому возникает Проблема: формирование компетентности учащихся во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в средних классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

В ходе проведения диагностических исследований выявлено, что у обучающихся недостаточно сформированы следующие навыки мыслительной деятельности: неумение делать выводы и обобщения из прочитанного: 47% обучающихся 6-х классов показали средний и низкий уровень восприятия текста; неумение устанавливать причинно-следственные связи: 39% обучающихся 7-х классов показали средний результат. Технология развития критического мышления

Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт; Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление рефлексивное

повышение учебной мотивации школьников; способность обучающихся к самостоятельным оценочным суждениям; умение ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; способность к исследовательской деятельности, поиску, анализу, к творческой переработке информации. .

Формирование нового стиля мышления Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

Социальные нормы Обычаи и традиции Правовые нормы Моральные нормы Эстетические нормы Политические нормы Религиозные нормы Правила этикета

«З» знаю «Х» хочу узнать «У» узнал Прием ЗХУ

«З» знаю «Х» хочу узнать «У» узнал Учащиеся записали: гражданин это человек. Гражданин трудится, учится. Это взрослый человек. У гражданина есть обязанности, права. Учащиеся записали: Чем гражданин отличается от не гражданина государства. Что такое паспорт Как можно стать гражданином Гражданин страны пользуется всеми правами данного государства, имеет обязанности. Паспорт – это документ, удостоверяющий личность человека с 14 лет, а до 14 лет свидетельство о рождении. Гражданином можно стать «по крови», «по почве», подав заявление Президенту страны, достигнув 18 лет и прожив в РФ 5 лет.

Значки Ключевые слова  70% обучающихся отметили знаком « V » предложение, где сообщалось, что Александр I сын Павла I и внук Екатерины II. + 80 % обучающихся поставили знак «+» у предложения “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”. – Почти все обучающиеся, 100 %, отметили знаком «-» абзацы, где говорится о взаимоотношениях отца и сына и участие Александра I в заговоре против отца, Павла I. ? 90 % обучающихся поставили знак «?» у предложения «Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба» - т.е. почти все обучающиеся хотели бы узнать больше об Александре I.

П – позиция О - обоснование П – подтверждение С – следствие «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Позиция С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность. Обоснование Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём. Подтверждение Я могу подтвердить это словами из доклада С. Ю. Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба». Следствие Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности.

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

1 . Выборы. 2. Демократические, свободные. 3. Определяют, обязывают, направляют. 4. Выборы – право человека. 5. Демократия 1. Избиратель 2. Грамотный, ответственный 3.Голосует, агитирует, выдвигает. 4. Он определяет будущее страны. 5. Народовластие. 2. Закон Справедливый, суровый Предупреждает, защищает, наказывает Необходимое условие существования общества Необходимость

Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Повышение уровня познавательной активности учащихся

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций



Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. Сегодня ведущей целью образования является направленность на личностно- ориентированное обучение, развитие способностей ребенка и его последующую самореализацию. Поэтому сегодня требуется пересмотреть традиционные подходы, ориентированные на транслирующую роль учителя и репродуктивную деятельность учеников.


Новые подходы в образовании: Деятельностный - ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника. Компетентностный – направлен на формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных, общеучебных знаний, умений, различных видов деятельности и развитие способностей ученика.


Новые подходы в образовании: Исследовательский (проблемно- эвристический) - предусматривает преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов. Роль учителя во всех случаях сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.


Уже знакомо Хотя выше названные подходы носят инновационный характер, их элементы уже давно использовались на разных уроках, поэтому необходимость обновления учебного процесса вовсе не означает полного отказа от традиционных форм и методов обучения. В связи с этим следует отметить, что урок еще долго будет оставаться главной формой учебного занятия.


Мотивация - задача учителя Поэтому одной из основных задач учителя на уроке является не столько использование этих методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы. То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.


Необходима мотивация! Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам. Показать практическую значимость изучаемого материала, необходимость формируемых компетенций в дальнейшей жизни – вот что учитель должен стараться делать на каждом уроке.


Необходима мотивация! Конечно, гораздо проще мотивировать учеников в ходе изучения актуальных для сегодняшнего дня разделов экономики и права, чем при исследовании проблемам философского уровня. В данном случае учитель должен, например, помочь ученикам осознать тот факт, что именно способность отвлеченно мыслить отличает развитую личность и позволяет добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, вырабатывая нестандартные решения различных жизненных и производственных ситуаций.(!)


Мотивация: должна быть осознанной! Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции (умения, навыки), формируемые в процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания в новых, изменяющихся условиях на любом жизненном этапе. В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему вступить во взрослый мир (социализироваться), а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого.




Развитие познавательной мотивации ДА - технологии критического мышления Решение вышеназванных задач (успешность обучения, его практическая направленность и последующая социализация) осуществляется прежде всего через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить – это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными… (История, обществознание, право, литература, рус. и иностр. языки, география, экономика, биология).




ДА- информационным технологиям Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет – вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках, но и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции.




Да – групповой деятельности Интенсивной социализации учащихся способствует применение интегральной образовательной технологии, которая основана на организации групповой деятельности учащихся по решению определенных задач: изучение и анализ документов, статистических данных, произведений искусства, составление структурно- логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий. Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом, дает навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.




Да- дискуссиям Занятия должны быть организованы так, чтобы большую часть времени на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках- дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения. Большую пользу для включения подростков в ситуации реальной жизни приносят различные деловые игры.






НЕТ- категоричности. Красной нитью через все уроки должно проходить выполнение следующего условия - анализ любого явления (особенно явления общественной жизни) не должен быть односторонним. Очень нежелательны категоричные бескомпромиссные ответы. Ученики должны учиться находить в каждом явлении и положительные, и отрицательные моменты. Это будет способствовать выработке у них толерантности, терпимости к чужому мнению и готовности к сотрудничеству, партнерству – качествам, так необходимым в современном мире.


ДА – положительным эмоциям Чтобы все вышеперечисленные и другие методы и приемы «работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность. Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.


Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Под термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать "удовлетворенность ребенка своей деятельностью, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие".


НЕТ – психологической тревожности. Ребенку может быть некомфортно, неуютно, плохо в школе из-за: Плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выливающимися в постоянную критику отдельного ученика и приводящую к отчужденности его от классного коллектива. Плохой успеваемости из-за сложности предмета и как следствие, негативной оценке со стороны учителей и более успешных одноклассников. Отсутствия поощрения со стороны учителя маленьких (и не очень) личных достижений отдельного ученика, что очень важно для его личностного роста и состояния удовлетворенности проделанной работой. Неудовлетворительной общей дисциплины в классе. Грязи, мусора, беспорядка в классе и других школьных помещениях. Негативной оценке школы и учителей со стороны родителей.


Как определить уровень психологической тревожности отдельного ученика? Личным наблюдением за ребенком и общей ситуацией в классе. Анкетированием и различными видами опросов с последующим анализом. Доверительной беседой с определенным учеником или его товарищами (возможно не всегда). Беседой с другими учителями, родителями по волнующим вопросам. Переносом на себя создавшейся реальной ситуации: «А мне бы так понравилось? А мне было бы удобно, комфортно в такой обстановке?»


Подведем итоги: Психологическая комфортность и все вышеперечисленные методы ведения современного урока должны привести к тому, что ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить чему-то новому и полезному. В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.


Учитель (как и родитель) это та сфера деятельности, где необходимы ежедневное самосовершенствование своих личностных и профессиональных качеств, постоянная работа над собой. Потому что самое лучшее обучение – это обучение личным примером. А значит учитель не имеет права быть незнающим, неинтересующимся, неподготовленным, безответственным за результаты своего труда, недоброжелательным, невнимательным по отношению к детям. Он должен быть во всем выше и лучше детей, чтобы у них перед глазами всегда был образец, к которому они должны стремиться. Поэтому желаю всем коллегам успехов в этом нелегком труде.