Познавательные психические процессы. Презентация на тему "психические процессы" Стадии творческого мышления




Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Видимая

Произносимая

Слышимая

(письменная)

Височная + теменная

доля ГМ

(вслух или про себя)

Лобная + височная

доли левого

полушария

Височная доля

левого полушария


В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег

  • Речь человека состоит из ……. слов
  • Слова обозначают…… смысл

3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов


Упражнение «Выражение мысли другими словами»

«Нынешнее лето будет очень теплым»


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление


Разделите слова на группы:

  • твердое,
  • холодное,
  • яблоко,
  • красное,
  • лимон,
  • кислое.

  • Ощущение – твердое, холодное, красное, кислое.
  • Восприятие - яблоко, лимон.

Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

Память

Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Воображение

Мышление


Память Механическая Логическая

345-16-25

345-4 ² -5 ²


Виды памяти

Двигательная

Эмоциональная

Смысловая

По характеру

психической

активности

Образная


продолжитель-

ности сохранения материала

Кратковременная

Оперативная

Долговременная

(первые секунды

после восприятия материала)

(вид кратковременной, обслуживание актуальных действий)

Пример: чтение, списывание

(после многократного повторения и воспроизведения)


Познавательные процессы

Ощущения

Восприятия

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

Память

Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Воображение

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе-ние чего-либо

Мышление

Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта

Высшая форма отражатель-ной деятель-ности, позво-ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ности



Исследование личностных качеств

Диагностическая карта

Личностное качество

Уровень развития

Воображение

Мышление

Обратите внимание,

время для проведение исследования ограничено !







Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов .

Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты.




Время для выполнения задания – 1 минута”.



Мышление

Воображение

Восприятие

Ощущение



Отражение в сознании отдельных свойств предметов при воздействии их на органы чувств называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) памятью


Отражение в сознании предмета в целом при его воздействии на органы чувств называется:

а) волей

б) ощущением

в) вниманием

г) восприятием


Обобщенное и опосредованное познание действительности называется:

а) ощущением

б) памятью

в) воображением

г) мышлением


Мальчик пытался вспомнить обстановку своей комнаты, но целостного образа не получалось, возникали лишь отдельные детали обстановки, которые тут же исчезали. Это были:

а) ощущения

б) восприятия

в) представления памяти


Цели :

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Профессия –

  • это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Типичные ошибки при выборе профессии

  • 1. незнание мира профессий
  • 2. незнание себя
  • 3.незнание правил выбора профессии

Тема урока: «Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

  • В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  • Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельный – запахи;
  • Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  • Кожное – прикосновение, температура, боль;
  • Кинетическое – координация и контроль движения;
  • Вибрационное – колебание упругой среды;
  • Статистическое – положения тела в пространстве.

Восприятие -

это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.


Восприятие:

  • Зрительное;
  • Слуховое;
  • Осязательное;
  • Вкусовое;
  • Обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль :

  • Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

  • Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
  • Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
  • Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Представление -

наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения


Можно выделить следующие виды представлений:

  • Временные;
  • Пространственные;
  • Визуальные;
  • Абстрактно-логические.

Воображение -

психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).


Память -

  • способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него

Виды памяти можно разделить на:

  • произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание

  • направленность и сосредоточение на определенном объекте.

  • Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну. Это пример непроизвольного внимания.

По степени активности человека в организации внимания различают:

  • - непроизвольное;
  • - произвольное;
  • - послепроизвольное.
  • Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление -

процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека

  • Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Приведите примеры, что может произойти из-за невнимательности

  • а) на уроке; б) на улице, на дороге; в) на производстве.

Наблюдательность:

  • Я демонстрирую изображение фигур, рассмотрите их внимательно в течение 1-2 секунд, затем я убираю (закрываю слайд) с изображением фигуры, ваша задача записать в тетрадь какие фигуры нарисованы, какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

Посмотрите внимательно (1-2 сек)


А теперь пожалуйста, подсчитайте:

  • а) сколько фигур вы правильно запомнили?
  • б) сколько цифр вы правильно восприняли?
  • в) сколько цифр вы правильно вписали в фигуру?

  • Объем вашего внимания - а +б +в =
  • Вывод: Хороший объем вашего внимания равен 8-10.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось?
  • Важно ли эти знания учитывать при выборе профессии?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Познавательные процессы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание

ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

Слайд 2

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.

Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

Слайд 3

ОЩУЩЕНИЯ

Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов.

рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга.

С физиологической точки зрения представляют деятельность

Отражают

Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

Слайд 4

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные

ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения

ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

Слайд 5

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

Слайд 7

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Слайд 9

П А М Я Т Ь

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

Слайд 10

Слайд 11

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ

ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 12

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

Слайд 13

М Ы Ш Л Е Н И Е

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ

ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

ОПОРА НА ЗНАНИЯ

ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ

ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ

СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Слайд 14

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ

АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ

ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ

ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ

Слайд 15

Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ

Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

Слайд 16

Слайд 17

ВООБРАЖЕНИЕ

ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ

ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ

ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

Слайд 18

ВНИМАНИЕ

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

ФУНКЦИИ Отбор Удержание

Регуляция и контроль

Слайд 21

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Слайд 2

Психические явления

Психические явления – это любые проявления психики человека. Все психические явления делятся на три категории Психические процессы Психические состояния Психические свойства

Слайд 3

Понятие психических процессов

Психические процессы- наиболее быстрые, кратковременные психические явления. Они являются откликом на актуальные события. Психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия а внимание без мышления. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Слайд 4

Ощущение

Ощущение- это отражение свойств внешней среды возникающее под влиянием действия разных стимулов на органы чувств. Чарльз Шеррингтон выделил три типа ощущений: Интероцептивные – отражают состояние внутренних органов (голод, жажда, боль). Рецепторы находятся в сердце, стенках желудка, кровеносных сосудов. Проприоцептивные – рецепторы в мышцах и сухожилиях. Отражают движения человека (кинестезические) и состояние равновесия. Эсктероцептивные. Рецепторы находятся на поверхности тела и связывают с внешней средой. К ним относятся пять органов чувств

Слайд 5

Дистантные и контактные ощущения

К дистантным ощущениям относятся зрение, слух, обоняние. К контактным вкус, осязание, боль, температурные и органические ощущения (от внутренних органов) и двигательные. Также вестибулярные и вибрационные.

Слайд 6

Восприятие

Восприятие – процессы приема и переработки информации с целью создания целостного субъективного образа объекта на основе ощущений. Восприятие включает ощущения и их осмысление. Восприятие формирует образ из разных ощущений, например образ чашки кофе может включать ее вид, запах кофе и его вкус.

Слайд 7

Закономерности восприятия

Предметность – как целостные образы а не набор ощущений. Апперцептивность – зависимость от содержания психики. Константность – постоянство восприятия вне зависимости от стимульной информации. Осмысленность – предмет сознательно воспринимается. Этапы осмысления. Селекция. Предмет выделяется из потока информации Организация. Называется. Категоризация. Относится к определенной категории и наделяется ее чертами.

Слайд 8

Внутренние факторы восприятия

Опыт – восприятие в соответствии с прошлым опытом. Потребности – влияет то, в чем нуждается человек. Я-концепция. Восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Установка восприятия. Видим то, что ожидали и готовы увидеть. Эффект сладкой каши. Личностные особенности. Оптимизм формирует позитивные черты образа.

Слайд 9

Внимание

Внимание - избирательная направленность восприятия на определенный объект. Внимание возникает при наличии заинтересованности в чем-то, отражает направленность потребностей личности. Описывается направленностью и сосредоточенностью. Сосредоточенность означает сконцентрированность восприятия и его отвлеченность от других объектов или свойств.

Слайд 10

Свойства внимания

Переключаемость – сознательный полный перенос внимания с одного объекта на другой Объем – количество охватываемых одновременно объектов Устойчивость – способность удерживать концентрацию в течение определенного времени Концентрация – способность произвольно направлять внимание на определенный объект

Слайд 11

Виды внимания

Непроизвольное внимание – возникает независимо от воли чловека. Произвольное – связано с волевым усилием и сопровождается напряжением. Постпроизвольное – основано на сознательном выборе объекта и связано с наличием интереса. Внимание формирует фигуру и фон. На рисунке можно увидеть как девушку так и череп.

Слайд 12

Память

Память – психическая функция обеспечивающая сохранение и воспроизведение информации об окружающей среде.

Слайд 13

Классификация памяти

  • Слайд 14

    Законы памяти

    Закон повторения Закон осмысленности Закон края Закон установки Закон незавершенности Закон действия Закон оптимальной длины ряда Закон контекста Закон торможения Закон интереса

    Слайд 15

    Кратковременная и долговременная память

    Кратковременная память позволяет сохранить информацию без повторения в течение нескольких минут Джордж Миллер провел эксперименты и установил что в кратковременной памяти остается в среднем 7+-2 элементов. Сегодня чаще называют объем 4-5 элементов. Эффект группировки – емкость памяти повышается, если группировать объекты по смыслу по три. «Кривая Эббингауза» - чем больше промежуток времени, тем меньший объем информации сохраняется.

    Слайд 16

    Мышление

    Мышление – высшая ступень познания, отражения. В его ходе человек постигает те свойства, связи и отношения объектов, которые не могут быть восприняты непосредственно. Мышление использует как накопление информации, так и ее осмысление через суждения и умозаключения.

    Слайд 17

    Уровни мышления

    Наглядно-действенное. Сенсомоторный интеллект по Пиаже. Мысль неотделима от действия. Проявляется у детей от 1 до 3 лет. Конкретно-образное. Связано с формированием образов конкретных предметов и возможностью оперирования с образами отдельно от предметов. Формируется с 3 лет. Абстрактно-логическое. Способность к формированию абстрактных (обобщенных) понятий и формирование гипотетических конструктов. Появляется с 7 лет и полностью развивается к 15-16 годам.

    Слайд 18

    Операции мышления

    Сравнение – установление сходства и различия Анализ – разделение предмета на части, для изучения его свойств и структуры. Синтез – способ собрать целое из частей или явлений. Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств предметов и создание обобщенных понятий отражающих важные свойства. Конкретное понятие это категория предметов. Абстрактные понятия отражают свойства, например «мудрость». Конкретизация – выделение частного из общего. Например из понятия человек – мужчина и женщина. Идеализация – выделение какого то свойства предмета и доведение его до полноты, до максимума.

    Слайд 19

    Гипотеза Индукция – восхождение в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – движение с помощью умозаключений от общего к частному. Классификация Обобщение

    Слайд 20

    Речь

    Речь – это способ общения людей с использованием языковых конструкций. Предполагает формулирование мыслей языковыми средствами и их понимание. Словесный знак имеет значение – связь с объективно существующими объектами и их свойствами. Личностный смысл- субъективное переживание содержания слова.

    Слайд 21

    И. П. Павлов считал что только речевая деятельность дает возможность для человека отвлечения от действительности и обобщения, что является особенностью человеческого мышления. Язык служит средством сохранения общественного опыта, средством общения и интеллектуальным орудием мышления.

    Слайд 22

    Воображение

    Способность создавать образы и понятия и манипулировать ими. От него зависит моделирование, планирование и игра.

    Слайд 23

    Воображение делится на: Репродуктивное (воспроизведение реальности) Продуктивное (творческое); с относительной и абсолютной новизной образов. Операции воображения: Агглютинация – создание целого из частей разных объектов. Гиперболизация – увеличение масштаба. Литолизация –уменьшение. Типизация –выделение черт сходства. Повторяющихся в разных явлениях

    Слайд 24

    Стадии творческого мышления

    Грэм Уоллес выделил стадии творческого мышления. Накопление информации Инкубация Инсайт Проверка.

    Слайд 25

    Представление

    Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Так же именуют сам мысленный образ. Представление можно определить как наглядный образ предмета или явления, представленный перед мысленным взором человека.

    Слайд 26

    Представления на основе восприятия. Таким представления могут быть близки к наглядным образам и иметь разные степени обобщенности. Из них складывается образ мира человека. Представления на основе мышления являются абстрактными и имеют мало конкретных черт. Представления могут формироваться на основе воображения и являться продуктом творчества.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Лекция 3 Специфика познавательных процессов

    Слайд 2

    План лекции: Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность, классификация и особенности познавательных процессов.

    Слайд 3

    Список рекомендуемой литературы: Кумкин А. Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А. Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭи П, 2005 г. Кумкин А. Н, Ерош И. Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭи П, 2000 г. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2008. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2011. – 124 с.: ил. Психологическая характеристика личности студента - метод. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2013.- 72 с. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – С.163 -354.

    Слайд 4

    Структура психики:

    Слайд 5

    II сигнальные системы I – образы, чувственные образы II – слова, вербально –символичная реальность

    Слайд 6

    1. Познавательные психические процессы Ощущение; Мышление; Восприятие; Воображение; Речь Представление; Память; Внимание.

    Слайд 7

    Ощущение - это отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.

    Слайд 8

    «Сенсорные образы» физика физиология психология

    Слайд 9

    Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные; 2) по месту расположения рецепторов: пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе); интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов); специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

    Слайд 10

    Виды ощущений: 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

    Слайд 11

    Психофизиологические закономерности: Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.

    Слайд 12

    Сенсибилизация Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный). 1) взаимодействием ощущений 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).

    Слайд 13

    Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией

    Слайд 14

    Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . нижним абсолютным порогом. Верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

    Слайд 15

    Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

    Слайд 16

    Четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация

    Слайд 17

    Классификация основных видов восприятия По модальности: Зрительное; Слуховое; Осязательное; Обонятельное; Вкусовое восприятие; По форме существования материи: Восприятие пространства; Восприятие времени; Восприятие движения.

    Слайд 18

    Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона

    Слайд 19

    Слайд 20

    «..ек..и.ест.о»

    Слайд 21

    «эле...ич...во»

    Слайд 22

    Свойства восприятия: ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается. ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.

    Слайд 23

    Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    Слайд 27

    Характеристики представления: Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности) Фрагментарность; Неустойчивость и непостоянство. Обобщенные образы. И. П. Павлов: «Представление –является первыми сигналами, на основе которых человек осуществляет свою Со деятельность»

    Слайд 28

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Запоминание Сохранение Воспроизведение и узнавание Забывание Амнезия Основные процессы памяти:

    Слайд 29

    Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой

    Слайд 30

    125 000 000 мегабайтов Один нейрон может сохранить 105 битов 18 млн.диском CD-ROM

    Слайд 31

    Сколько слов Вы можете запомнить? Девять Обмен Камера Кольцо Жажда Штепсель Лампа Яблоко Стол Маятник Армия Банк Огонь Держатель Червяк Часы Лошадь Цвет Ребенок Меч Стол Держать Искать Скала Птица

    Слайд 32

    Аристотель: принцип ассоциации Аристотель, И. Сеченов, И. Павлов – «ассоциации – временная связь, возникающая в результате Действия или раздражителей» (И. Павлов)

    Слайд 33

    Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909). Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием – в этот период теряется наибольший объем материала.

    Слайд 34

    Б. В. Зейгарник

    Слайд 35

    Теории памяти: А. Бине и К. Бюлер «Смысловая теория памяти» Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев:

    Слайд 36

    « Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине; Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям; Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше. Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):

    Слайд 37

    Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

    Слайд 38

    НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.

    Слайд 39

    Свойства внимания: Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.

    Слайд 40

    Таблица Шульте ЭР (Т1 Т2 Т3 Т4 Т5) / 5 ,

    Слайд 41

    Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР Т1 / ЭР Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

    Слайд 42

    Мышление - это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Важно отметить еще две особенности мышления: Связь с действием. Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.

    Слайд 43

    Функция мышления - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

    Слайд 44

    ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно-образное Абстрактно-логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное

    Слайд 45

    Виды мышления Наглядно-действенное мышление: Наглядно-образное мышление оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -

    Слайд 46

    Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез

    Слайд 47

    Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

    Слайд 48

    Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.