Не делай добра - не получишь зла, или как становятся эгоистами. «Не делай добра – не получишь зла»: значение

Очень часто можно слышать от людей: «Я так старалась, столько помогала, а она вдруг перестала со мной общаться», «Я столько делаю ради него, а он совсем не ценит…» и т.п.

Давайте разберемся. Во-первых, очень интересный момент: делать что-то для другого, в первую очередь, для кого мы это делаем? Для другого? Если задуматься, то вовсе не для другого, а прежде всего для себя! И здесь важно понять - для чего мне нужно помогать другому? Что это помощь значит для меня?

Если человек не просит помощи, не надо лезть к нему со своим «добром», со своим желанием помочь. Иначе будет негативная ответная реакция. Насильно навязанное добро не может считаться настоящим добром, это вторжение в чужую жизнь. А злом люди обычно всё-таки отвечают не на добро, а на зло.

Зло от другого и получается, что мы хотим человеку помочь, а он не просил помощи и не хочет её получать.

Иногда ко мне обращаются с такими вопросами, типа: «Подскажите, как помочь подруге (дочери, маме, другу, знакомому)? Так она страдает…» и т.п. У меня возникает ответный вопрос (который в принципе задаст любой психолог): «Подруга просила у вас помощи?» Как правило, ответ отрицательный. Тогда следует другой вопрос: «Для чего вы хотите ей помочь?» И тут уже раскрывается много интересного…

Человек начинает возмущаться, что как это так, подруга страдает, надо же помочь! Ну и что, что не просила, ведь тяжело видеть, как она страдает, хочется, чтобы она была счастлива… и т.д. и т.п.

Любой психолог на подобные заявления скажет, что может помочь лишь тому, кто непосредственно обратился за помощью. Подруга (друг, мама, знакомая) не обратилась ведь за помощью, значит помочь ей не можем. Может всё-таки стОит разобраться с этим страстным желанием помочь? Иногда клиент соглашается, но чаще всего в мыслях думает: «Какой плохой психолог!» и уходит… Бывает, уходит искать помощи у другого психолога. Может попадётся какой-нибудь неопытный, который насоветует, как быть.

И всё-таки, возвращаясь к самой сути.

Даже если подруга, друг, супруг, знакомый всем своим видом показывают, как им плохо, но не зовут нас на помощь, придётся проявить стойкость.

Во-первых, когда делают добро, не ждут благодарности и тем более никакой платы даже в виде равноценного добра. Тогда и обиды не будет. Ведь по большому счёту, делая добро другим, мы приносим пользу прежде всего себе. Т.е. делаем добро для себя, ведь нам от этого хорошо на душе.

Во-вторых, мы можем просто ошибиться. Мы же не знаем, что происходит на самом деле с человеком. Может человеку просто надо выплакаться, а мы кидаемся его спасать. Тут можно узнать о себе много нового, например: «Достала ты меня уже своими советами» и т.п.

В-третьих, помогая без спроса, мы лишаем своих близких и друзей полезного опыта. Фактически, учим их быть беспомощными.

Помогать другим - это благое дело. Но только тогда, когда человек вас попросил о помощи.

Часто мы слышим от разочарованных в жизни людей: «Не делай добра - не получишь зла». Почему все так? Что обидело тех, кто так думает? Мы будем разбираться в настоящей статье, справедлив ли данный афоризм.

Добро и зло: абсолютные и относительные понятия

Сложно отрицать, что «Добро» и «Зло» - категории, с одной стороны, абсолютные (если мы думаем о Боге и дьяволе), а с другой стороны, относительные (если принимать в расчет конкретные поступки людей).

Когда человек читает сказки, он легко может отличить зло от добра. Помимо очевидного, отрицательные герои обычно выглядят соответственно. В реальной жизни все сложнее: друзья предают, жены уходят, родители бросают (иногда просто игнорируют). Другими словами, отличить зло от добра не так уж и просто, особенно поначалу, когда все хорошо.

Представьте, встречается мальчик с девочкой, потом они женятся, у них, возможно, рождаются дети, а он (или она) уходит. Партнер, оставшийся в одиночестве, грустно произносит: «Не делай добра - не получишь зла». Таким образом, он воспринимает всю прошедшую супружескую жизнь как некоторую свою заслугу и как царство совершенного добра. Но мы-то знаем, что просто так ни от кого мужья и жены не бегут, ведь так?

Нельзя быть благодарным вечно

У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра - не получишь зла». Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра - не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа.

Случай, описанный здесь, может включать в себя любую пару: родители и дети, друзья.

Родители и дети

Представьте себе авторитарных родителей. Они решают, что ребенку пить, есть, в чем ходить, куда поступать учиться, с кем дружить, а потом вдруг, когда начинается пора студенческой жизни, их благословенное чадо, срываясь с поводка, устраивает родителям светопреставление. Родителям остается только озадаченно сказать: «Не делай людям добра - не получишь зла», - и горько заплакать. И самое интересное - их слезы будут совершенно искренними.

Они же не понимали, что на протяжении всей жизни просто калечили душу своего ребенка, все время указывая ему, как жить, с кем дружить и что носить, а теперь, когда чадо набралось смелости и сил от «симметричного ответа», его реакция кажется ближайшим предкам космической несправедливостью и таким же удивительным явлением, как +40 зимой в Мурманске. Но оказывается, что у всего есть причина.

Алешкина любовь: неординарная трактовка песни

Все (или многие) знают песню: «Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…». И все страдания поющего от того, что он не хочет терять ни друга, ни любимую. Он боится, что Алешка скажет: «Не хочешь получить зла - не делай добра».

Страхи героя оправданы, но тут надо делать выбор: либо любовь, либо дружба. Это очень непростая и противная, отвратительная дилемма, но жизнь подчас весьма мерзкая штука.

Сережка (пусть поющего будут звать так) с Алешкой, возможно, прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Один другого не раз вытаскивал из разных передряг, но потом пришла Любовь (или просто Люба), и все - нужно делать выбор судьбоносный. Друг, если он настоящий, поймет и простит. Ему просто нужно время.

Лингвистический поворот

Мы рассмотрели различные ситуации, когда используется пословица «не делай добра - не получишь зла». Теперь же настала пора конкретно указать ее значение. Как нетрудно понять из примеров, эта пословица присутствует в словаре тех людей, которые считают себя праведниками и благодетелями. Они полагают, что насыщают мир исключительно добром, а им возвращается либо зло, либо ничего.

В некотором смысле такие люди представляют собой тип современного Иова, который стоит на коленях с руками и глазами, обращенными к небу, и спрашивает: «Почему я, Господи? Ну почему?» Но в ходе нашего не слишком обширного исследования мы поняли, что это только поза и плохая память. Нет никаких праведников. Нет совершенно добрых людей, есть люди с плохой памятью и черствыми сердцами, когда дело касается чужих страданий и проблем.

М. М. Жванецкий и народная мудрость

У Михал Михалыча есть прекрасная фраза: «Раб говорит: “Они виноваты в том, что я…”. Свободный человек говорит: “Я виноват в том, что я…”». Чувствуете разницу? Когда мы хотим успокоить совесть и убедить себя и других в собственной безгрешности, то нам приходит на ум поговорка «не делай добра - не получишь зла». Если же мы вдруг стали сознательными и не в меру продвинутыми Homo sapiens’ами, то мы используем для духовной поддержки другой, более подходящий в этой ситуации афоризм. Возможно, что-то из наследия экзистенциальной философской мысли, если уж не устраивает творчество Михал Михалыча.

Почему нельзя думать так, как предписывает поговорка?

Когда мы сбрасываем с себя ответственность за происходящее с нами, то, с одной стороны, надеваем костюм жертвы, а с другой стороны, признаем, что мы лишь марионетки в руках судьбы. Возможно, последнее утверждение и верно, но человек не должен так думать. Такой образ мысли непоправимо вредит построению гармоничной жизни, которая даже на земле, вопреки мнению желчных критиков, вполне возможна.

Человек может устроить все наилучшим манером только в том случае, если готов ответить за каждое свое действие, вне зависимости от того, истинно оно или ложно. Только так можно прийти к свету. А боли бояться не стоит, ибо только через страдание открывается правда. Если истины важные, они, как уколы, очень болезненные. Лекарства ведь тоже гадкие и противные, но они помогают человеку жить и дышать, а жизнь есть великий дар. По крайней мере, так думают некоторые. Если же человек не слишком уверен, что жизнь - это так уж прекрасно, то лекарства позволяют ему хотя бы посмотреть еще какое-то количество фильмов и прочесть еще какое-то количество книг, ну и поработать, естественно, на благо общества.

Можно подумать, что мы немного отклонились от темы, но это не так. Все это входит в орбиту темы «Не делай добра - не получишь зла: значение поговорки». Народные афоризмы такие: они будят множество ассоциаций, мыслей и чувств, которые непременно надо затронуть. Все это необходимым образом нужно обговорить, чтобы не было недосказанности.

И напоследок. Лучше поговорку «не делай добра - не получишь зла» заменять на нечто вроде: «если со мной поступили дурно, то это я и только я допустил ошибку». Здесь важно сказать, что такое поведение не имеет ничего общего с христианской мыслью о двух побитых щеках. Если с вами поступили подло, то вы должны сделать определенные выводы о человеке, который нехорошо с вами обошелся, и исправить собственные недостатки и недочеты, чтобы такого больше не случалось никогда во веки веков. Аминь.

Открыв человеку свое сердце, бывает так, что он повернется к тебе спиной. Наши добрые поступки не замечают люди, ведь когда у тебя есть желание кому-либо помочь, они никогда этого не оценят. Находясь в такой ситуации, невольно задаешься вопросом: «В чем моя вина? Где моя ошибка?» . Из-за чего выходит именно так? Эта поучительная притча даст ответ на этот вопрос.

В один прекрасный день, в дверь к старцу постучалась девушка, она горько плакала и рассказала мудрецу историю своего горя.

— Я не представляю, как жить в этом мире… — с волнением в голосе сказала она. – На протяжении всей своей жизни я обходилась с людьми так, какого отношения хотела к себе, была честна и открыта для них…При любом случае, я несла добро и теплоту, не прося ответной реакции, оказывала посильную помощь. Я на самом деле не думала о корысти, но в ответ получала смешки и злословия. Мне очень плохо, я чувствую себя разбитой и подавленной…Прошу, скажите, что мне делать?

Мудрец терпеливо выслушал и затем дал девушке совет:

Разденься догола и пройдись совсем нагой по улицам города, - спокойно произнес старец.

Простите, но я еще не докатилась до такого… Вы, наверное, с ума сошли или шутите! Сделай я такое, то не знаю, что ожидать от прохожих… Глядишь, еще кто-то обесчестит или надругается надо мной…


Мудрец вдруг встал, отворил дверь и поставил на стол зеркало.

Ты стыдишься выйти на улицу нагишом, но почему-то тебе вовсе не стыдно идти по миру с обнаженной душой, раскрытой, как эта дверь, нараспашку. Ты пускаешь туда всех кому не лень. Твоя душа - это зеркало, именно поэтому все мы видим отражение самих себя в других людях. Их душа полна зла и пороков - именно такую безобразную картину они и видят, когда заглядывают в твою чистую душу. Им не хватает силы и мужества, чтобы признать, что ты лучше их, и поменяться. К сожалению, это удел только поистине смелых…

Что же мне делать? Как я могу изменить эту ситуацию, если от меня, по сути, ничего не зависит? - спросила красавица.

А ну-ка пойдем со мной, я кое-что тебе покажу… Посмотри, это мой сад. Вот уже много лет я поливаю эти невиданной красоты цветы и забочусь о них. Признаться честно, я ни разу не видел, как распускаются бутоны этих цветов. Всё, что мне приходилось лицезреть, - это прекрасные распустившиеся цветы, которые манят своей красотой и душистым ароматом.

Дитя, учись у природы. Посмотри на эти замечательные цветы и делай, как они, - раскрывай свое сердце перед людьми осторожно, чтобы никто этого даже не заметил. Открывай душу хорошим людям. Уходи от тех, кто обрывает твои лепестки, кидает под ноги и топчет. Эти сорняки еще не доросли до тебя, поэтому ты ничем им не поможешь. В тебе они будут только видеть уродливое отражение себя.

Будьте интересными вместе с

Вначале повествования притча:

Змея, за которой гнались охотники, упросила крестьянина спасти ей жизнь. Чтобы спрятать ее от погони, крестьянин сел на корточки и дал змее заползти себе в живот. Но когда опасность миновала, и он попросил змею выйти наружу, та отказалась. Внутри было тепло и безопасно.
По пути домой крестьянин увидел цаплю. Он подошел к ней и шепотом поведал, что произошло. Цапля велела ему присесть и потужиться, чтобы извергнуть змею. Когда показалась голова змеи, цапля клюнула ее, вытянула змею наружу и убила. Крестьянин испугался, что яд змеи мог остаться в его внутренностях. Цапля сказала ему, что излечиться от яда змеи можно, если сварить и съесть шесть белых птиц. "Ты белая птица, -воскликнул крестьянин, - с тебя и начнем!".
И он схватил цаплю, посадил в мешок и понес домой, а там, вытащив ее, рассказал жене, что с ним приключилось.
"Ты меня удивляешь, - сказала жена, - "птица сделала тебе добро, избавила от зла, поступила хорошо, спасла тебе жизнь, а ты хочешь убить ее и съесть?".
Она немедля освободила цаплю, и та улетела. Но сначала выклевала женщине глаза.

Мораль: если видишь, как вода течет вверх по холму, значит, кто-то отплатил добром за добро.

А теперь то, что я сам хотел сказать.

Удивляюсь, как много в интернете обиженных на русских, на русский народ! Почитаешь некоторых, так во всем русские виноваты. Вот например: русские специально устроили «Голодомор» да с таким коварством, что умирали только украинцы. Прямо генетическое оружие изобрели. Другие обижены, что русские разгромили Гитлера и спасли их от газовых печей Освенцима и Бухенвальда. Так прямо и предъявляют претензии, мол, что Сталин, что Гитлер один другого стоят.

Возьмем для примера «братушек» из Болгарии. Сколько раз русские спасали их от геноцида? И от турецкого ига освобождали и от фашистского. Кто- то спасибо сейчас говорит? Да нет, обливают краской памятник воину-освободителю.

Пришли русские, когда то на Кавказ. Что было в то время на Кавказе? Резня была, турки и персы резали кавказцев, кавказцы резали друг друга. Пришли русские и прекратили эту резню, выгнали с Кавказа и турков и персов. Любят ли русских за это на Кавказе? Единственный народ на Кавказе, который выражает благодарность русским – это армяне. Низкий поклон им за это!

Возьмем любую даже малую народность, живущую сейчас в России. Скажите, хоть одна из них исчезла? Хоть одна из них потеряла свой язык и свою культуру? Нет. Вон чукчи, как жили в чуме так и живут, как пасли оленей так и пасут. На их обычаи, на их уклад жизни никто не покушается. Кто не хотел жить в чуме - тот уехал. Вспомним певца Кола Бельды, который пел песню «Увезу тебя я в тундру».

К чему я все это написал? А вот к чему, вспомним выражение «на обиженных воду возят». Откуда оно пошло? Это выражение появилось во времена правления Петра Первого, когда еще не было городских водопроводов и воду населению привозили в бочках. Запрягались лошади и таким образом питьевая вода доставлялась людям в города, а занимались этим специальные люди, которые получали за это плату из государственной казны- водовозы. Это была достаточно престижная и хорошо оплачиваемая работа. Вода доставлялась горожанам бесплатно, но нечистые на руку водовозы, вопреки указу государя, стали незаконно приторговывать водой, одним словом стали продавать воду населению. Государь, узнав об этом беззаконии, страшно рассердился и повелел издать другой указ о наказании нечистых на руку водовозов. А наказание было простое. Уличенного в продаже воды водовоза вместо лошади впрягали в телегу с бочкой и он должен был целый день возить эту воду по городу. Естественно водовозы очень сильно обижались, так как это был тяжелый физический труд. Отсюда и пошло выражение "на обиженных воду возят".

Нам просто надо не обращать внимания на этих «обиженных», идти дальше своим путем, творить добро, не зависимо от благодарности. Уж такие мы – русские!

Этому есть объяснение. Да и добро бывает разное. Хочешь жить спокойно — не делай добра, если тебя об этом не просят. Если будешь вмешиваться, желая быть благодетелем, избавителем, готовься к следующей роли, роли жертвы.
Есть так называемый треугольник Карпмана, его также называют треугольником судьбы. Выглядит он так:
преследователь – избавитель – жертва.
Как только человек начинает играть в эту игру, он втягивается в этот треугольник. Выйти из него труднее, чем в него попасть. Так как в большинстве случаев люди попадают в него неосознанно.

Например, ты видишь как дорогой тебе человек страдает (жертва ) от другого человека (преследователь ). Тебе конечно же хочется помочь, стать избавителем , даже если тебя не просят. Как-только ты вмешиваешся, попадаешь в треугольник.
Роли в этом треугольнике могут меняться между его участниками. Сегодня ты избавитель, завтра жертва. Метание по ролям карпманавского треугольника приносит участникам некое, возможно даже неосознаваемое удовольствие, сильные эмоции, мощные переживания!
Безумно приятно чувствовать себя избавителем , ощущать свою значимость, доказывать себе очевидным образом ценность своего существования. Спаситель возвышается над жертвой, и это наполняет душу сильнейшим удовольствием.
А каким чувством победы вознаграждается преследователь ! «Плевал я на эту дуру» - с великой гордостью говорит дружкам пьяный, а те поддакивают ему, как будто он совершил нечто действительно великое.
Жертва тоже без выгоды не остается: самоуничижение, самобичевание насыщают жизнь очень большими чувствами. А в перспективе светит превращение в Преследователя , в роли которого можно будет «оторваться по полной», или возвышение в роль Спасителя .
Это игра, невротическая игра , треугольник Карпмана практически не осознается. Люди просто чувствуют, думают, действуют, кажутся себе вполне искренними и не видят собственного «второго дна». Особенно упорны в отстаивании своего права продолжать зависать в треугольнике хронические спасители, то есть созависимые. Очень уж завораживает эта роль.
Такая жизнь может быть и не устраивает участников этой системы, но если бы они действительно хотели что-то изменить, им бы пришлось выйти из драматического треугольника. А это уже страшно, это очень большие изменения. Мало того, если говорить о семье в которой нет истинной близости, то прыжки по карпмановским ролям создают иллюзию эмоциональной насыщенности, как бы заменяют душевное наполнение отношений.
Это о треугольнике Карпмана . А теперь о добрых делах .

Настоящий благодетель делает добрые дела даже не подоревая об этом. А если человек знает и осознает свой поступок как благое дело, то он должен поблагодарить того, кому оказывает благодеяние, за то что тот его принял. Потому что если бы тот его не принял, благодетель не смог бы чувствовать себя благодетелем. Оказывая осознанно благодеяние, не ждите благодарности. Осознание, что вы совершили доброе дело, и есть награда. Поэтому будьте вечно признательны тому, кто это благодеяние принял, так как без него вы не могли бы чувствовать себя благодетелем.

В общем, делайте свое дело. Если оно будет сделано хорошо, вам зачтется, а для кого-то оно возможно окажется благодеянием. Как говорилось в одном известном мультфильме.