Бианки разговор птиц весной. Птичьи разговоры
ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ
Бианки В. В. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г.; Коммент. Бианки Е.; Рис. Чарушина Е. - Л: Дет. лит., 1972. - 399с.: ил., портр. - Рассказы и сказки.
Утро
Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
— Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
«Ку-ку-ре-ку!
Полно спать на боку-у!»
Детишки глаза протирают, встают.
Вышли на улицу — куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат. . Дед-Птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
Детишки: — Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?
Дед-Птицевед: — Ишь беспонятные! Индюшки со двора отправились, — так:
Куры им: — Куда? Куд-куда? Куда?
Индюшка: — Далеко-о идём! Далеко-о идём!
Индюшата: — И все босы! И все босы!
А индюк: — Где сапог наберу? Где сапог наберу?
Индюшата: — Пообедать бы! Пообедать бы!
Индюшка: — А у меня шубы нет, нет, нет, нет!
Индюк: — Куплю, куплю, куплю!
Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, — детишки все к Деду шарахнулись.
— Это он что это, дедка?
— Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел, — сердит на весь свет.
— Убью-у! — кричит.
Голуби с крыши спрашивают: — Кого-с? Кого-с?
А овцы с перепугу все сразу: — Меня-а! Меня-а! Меня-а!
Воробьи с плетня: — Чем? Чем? Чем?
Боров из лужи: — Рюхой! Рюхой!
Утки: — Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!
Гуси: — Га-ад! Гад!
Индюк: — Балда, балда, балда!
А пёс Полкан из будки: — Хам! Хам! Тррусы!
Детишки на Деда во все глаза глядят:
— Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
— Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.
— Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?
И Дед-Птицевед им рассказывает.
Разговор птиц весной
Маленькая сова-сплюшка из дупла: —Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет — не люблю! Всё сплю, сплю. .
С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: — Ут-рро! Ут-рро!
Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:
— Терентий! Терентий!
Проснись! Проснись!
С ружьём идут —
Убьют, убьют, убьют!
Терентий-Тетерев: — Проспал, пропал, пропал!
Загремел крыльями, перелетел в лес, сел — и: — Уд-ррал! Удрал!
Чечевица краснопёрая у всех спрашивает: — Никиту видел? Тришку видел?
— Мужик, мужик
Пёк, пёк, пёк!
Тянул, тянул —
Ешь, ешь, ешь,
Гор-рячо!
Лесной голубь-витютень:
— На дубу сижу, витютень,
На красу гляжу, витютень!
А бекасы, небесные барашки, падая из-под облаков:
— Теки, теки, теки, теки, ручей, ме-еленький!
Черныш-кулик носится над лесом, кричит:
— Жгите сено, жгите сено, жгите сено!
Новое поспело!
Терентий-Тетерев:
— Чу-шшь! Чушь!
Продам шубу, продам шубу, — куплю. .
А филин из тёмного леса:
— Шубу-у!
Терентий-Тетерев:
— Чу-шшь! Чушь!
Куплю балахон, балахон, балахон!
Филин: —Шубу-у!
Синица: — Синь кафтан, синь кафтан!
Тетерев: — Балахон, балахон, балахон!
Певчий дрозд с вершины ели:
— Пришла весна!
Пришла весна!
Всем, всем, всем!
Ликуй, ликуй, ликуй!
А сплюшка из дупла:
— Сплю! Сплю!
Когда же ночь?
Когда же мышей-то ловить?
Тьмы нет. — Всё свет!
Сплю! Сплю!
Разговор птиц в конце лета
Жёлтенькая пеночка-теньковка с пожелтевшей ветки:
— Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Пёстрый хохлатый удод: — Худо тут! Худо тут!
Снегирь: —Жуть! Жуть!
Горихвостка: — Жить! Жить!
Воробей: —Чуть жив! Чуть жив!
Вороны прилетят на помойку, кричат: — Харч! Харч!
Ласточки щебечут:
— Пеки калачи,
Жарь на печи
Яи-ишенку!
Бекасы — небесные барашки, падая из-под облаков:
— Пеки, пеки, пеки, пеки,
Бэ-ээ-эээ!
— Трогай, трогай!
За горы, за моря:
Летим не зря
Мы да орлы —
Курлы! Курлы!
Дикие гуси, пролетая: — Го-лод-но! Хо-лод-но!
Терентий-Тетерев: —Чу-шшь! Чушь! Продам балахон, продам балахон, куплю..
Филин из леса: — Шу-буу!
Тетерев: — Куплю шубу! Куплю шубу!
— Чулки, чулки, валенки!
Чулки, чулки, варежки!
Небесные барашки:
— А ну, купи, купи, купи, —
Бэ-ээ-эээ!.
Пеночка-теньковка:
— Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень-тень-тень!
Вечер
Закатилось солнце, примолкли птицы и звери.
Овцы, коровы спят.
Куры, утки, индюшки спят.
Дед-Птицевед запер ворота на птичьем дворе, сел на завалинку отдохнуть.
Лягушки в сумерках завели разговор.
Разные лягушки по-разному урчат и квакают.
Взгрустнулось детишкам, и жмутся они к деду.
— Дед-Птицевед, чего лягушки плачут?
— А ну их в болото! Нудные они, глупые.
— Расскажи, дединька!
— Говорю: вовсе без ума эти твари. И разговор у них самый глупый.
Одна говорит: — Был кум.
Другая: — На Дону.
Третья: — Где кум?
Четвёртая: —Утонул!
Пятая: — Ну плакать?
И все хором: — Ну-нуу!.
Эти жерлянки — мелкие желтопузые лягушки.
А золотистая квакша-древесница знай одно твердит, глядя с ветки в озеро: — Дуррра! Дуррра!
А из озера ей зелёная лягушка, надув пузыри за ушами:
— Са-ма ка-ко-ва!
Са-ма ка-ко-ва!
Смеются детишки.
Дед на них:
— Ишь расшумелись! Или не слышите, что перепел с поля кричит?
— Слышим, дедка, слышим. Перепел-то понятно кричит.
— Спать пора! Спать пора!
— То-то же! Это он вам. Марш по домам!
Примечания Е. В. Бианки.
ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ. «Кончил 7IX-39 г. Михеево», — стоит на рукописи. В. Бианки постоянно интересовал подбор слов для звукоподражательной замены птичьих голосов. Находил такие слова в фольклоре, брал от учёных и просто любителей птиц, подбирал сам. В 1939 году писатель предлагал издательству сделать «Птичьи разговоры» («Дед-Птицевед») литографской книжкой. В 1940 году «Дед-Птицевед» был напечатан в журнале «Дружные ребята».
Во время войны, выступая перед детьми, В. Бианки читал эту вещь часто и с большим успехом, превосходно подражая птичьим голосам. В 1944-1946 годах вышло два выпуска книжечки в артели «Сотрудник» (Москва). В 1946 году в сборнике «Времена года» (Учпедгиз). Позже «разговоры» постоянно переиздаются в сборниках. Иллюстрировал Е. Чарушин.
Утро
Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
«Ку-ку-ре-ку!
Полно спать на боку-у!»
Детишки глаза протирают, встают.
Вышли на улицу - куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат.... Дед-Птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
Детишки: - Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?
Дед-Птицевед: - Ишь беспонятные! индюшки со двора отправились, - так:
Куры им: - Куда? Куд-куда? Куда?
Индюшка: - Далеко-о идём! Далеко-о идём!
Индюшата: - И все босы! И все босы!
А индюк: - Где сапог наберу? Где сапог наберу?
Индюшата: - Пообедать бы! Пообедать бы!
Индюшка: - А у меня шубы нет, нет, нет, нет!
Индюк: - Куплю, куплю, куплю!
Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, - детишки все к Деду шарахнулись.
Это он что это, дедка?
Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел, - сердит на весь свет.
Убью-у! - кричит.
Голуби с крыши спрашивают: - Кого-с? Кого-с?
А овцы с перепугу все сразу: - Меня-а! Меня-а! Меня-а!
Воробьи с плетня: - Чем? Чем? Чем?
Боров из лужи: - Рюхой! Рюхой!
Утки: - Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!
Гуси: - Га-ад! Гад!
Индюк: - Балда, балда, балда!
А пёс Полкан из будки: - Хам! Хам! Тррусы!
Детишки на Деда во все глаза глядят:
Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.
Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?
И Дед-Птицевед им рассказывает.
Разговор птиц весной
Маленькая сова-сплюшка из дупла: -Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет - не люблю! Всё сплю, сплю....
С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: - Ут-рро! Ут-рро!
Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:
Терентий! Терентий!
Проснись! Проснись!
С ружьём идут -
Убьют, убьют, убьют!
Терентий-Тетерев: - Проспал, пропал, пропал!
Загремел крыльями, перелетел в лес, сел - и: - Уд-ррал! Удрал!
Чечевица краснопёрая у всех спрашивает: - Никиту видел? Тришку видел?
Мужик, мужик
Пёк, пёк, пёк!
Тянул, тянул - тррр!
Ешь, ешь, ешь,
Гор-рячо!
Лесной голубь-витютень:
На дубу сижу, витютень,
На красу гляжу, витютень!
А бекасы, небесные барашки, падая из-под облаков:
Теки, теки, теки, теки, ручей, ме-еленький!
Черныш-кулик носится над лесом, кричит:
Жгите сено, жгите сено, жгите сено!
Новое поспело!
Терентий-Тетерев:
Чу-шшь! Чушь!
Продам шубу, продам шубу, - куплю....
А филин из тёмного леса:
Терентий-Тетерев:
Чу-шшь! Чушь!
Куплю балахон, балахон, балахон!
Филин: -Шубу-у!
Синица: - Синь кафтан, синь кафтан!
Тетерев: - Балахон, балахон, балахон!
Певчий дрозд с вершины ели:
Пришла весна!
Пришла весна!
Всем, всем, всем!
Ликуй, ликуй, ликуй!
А сплюшка из дупла:
Сплю! Сплю!
Когда же ночь?
Когда же мышей-то ловить?
Тьмы нет. - Всё свет!
Сплю! Сплю!
Разговор птиц в конце лета
Жёлтенькая пеночка-теньковка с пожелтевшей ветки:
Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Пёстрый хохлатый удод: - Худо тут! Худо тут!
Снегирь: -Жуть! Жуть!
Горихвостка: - Жить! Жить!
Воробей: -Чуть жив! Чуть жив!
Вороны прилетят на помойку, кричат: - Харч! Харч!
Ласточки щебечут:
Пеки калачи,
Жарь на печи
Яи-ишенку!
Бекасы - небесные барашки, падая из-под облаков:
Пеки, пеки, пеки, пеки,
Бэ-ээ-эээ!
Трогай, трогай!
За горы, за моря:
Летим не зря
Мы да орлы -
Курлы! Курлы!
Дикие гуси, пролетая: - Го-лод-но! Хо-лод-но!
Терентий-Тетерев: -Чу-шшь! Чушь! Продам балахон, продам балахон, куплю...
Филин из леса: - Шу-буу!
Тетерев: - Куплю шубу! Куплю шубу!
Чулки, чулки, валенки!
Чулки, чулки, варежки!
Небесные барашки:
А ну, купи, купи, купи, -
Бэ-ээ-эээ! Пеночка-теньковка:
Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень-тень-тень!
Вечер
Закатилось солнце, примолкли птицы и звери.
Овцы, коровы спят.
Куры, утки, индюшки спят.
Дед-Птицевед запер ворота на птичьем дворе, сел на завалинку отдохнуть.
Лягушки в сумерках завели разговор.
Разные лягушки по-разному урчат и квакают.
Взгрустнулось детишкам, и жмутся они к деду.
Дед-Птицевед, чего лягушки плачут?
А ну их в болото! Нудные они, глупые.
Расскажи, дединька!
Говорю: вовсе без ума эти твари. И разговор у них самый глупый.
Одна говорит: - Был кум.
Другая: - На Дону.
Третья: - Где кум?
Четвёртая: -Утонул!
Пятая: - Ну плакать?
И все хором: - Ну-нуу!
Эти жерлянки - мелкие желтопузые лягушки.
А золотистая квакша-древесница знай одно твердит, глядя с ветки в озеро: - Дуррра! Дуррра!
А из озера ей зелёная лягушка, надув пузыри за ушами:
Са-ма ка-ко-ва!
Са-ма ка-ко-ва!
Смеются детишки.
Дед на них:
Ишь расшумелись! Или не слышите, что перепел с поля кричит?
Слышим, дедка, слышим. Перепел-то понятно кричит.
Спать пора! Спать пора!
То-то же! Это он вам. Марш по домам!
Страница 1 из 2
Птичьи разговоры (рассказ)
Утро
Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
- Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
«Ку-ку-ре-ку!
Полно спать на боку-у!»
Детишки глаза протирают, встают.
Вышли на улицу - куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат. . Дед-Птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
Детишки: - Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?
Дед-Птицевед: - Ишь беспонятные! индюшки со двора отправились, - так:
Куры им: - Куда? Куд-куда? Куда?
Индюшка: - Далеко-о идём! Далеко-о идём!
Индюшата: - И все босы! И все босы!
А индюк: - Где сапог наберу? Где сапог наберу?
Индюшата: - Пообедать бы! Пообедать бы!
Индюшка: - А у меня шубы нет, нет, нет, нет!
Индюк: - Куплю, куплю, куплю!
Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, - детишки все к Деду шарахнулись.
- Это он что это, дедка?
- Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел, - сердит на весь свет.
- Убью-у! - кричит.
Голуби с крыши спрашивают: - Кого-с? Кого-с?
А овцы с перепугу все сразу: - Меня-а! Меня-а! Меня-а!
Воробьи с плетня: - Чем? Чем? Чем?
Боров из лужи: - Рюхой! Рюхой!
Утки: - Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!
Гуси: - Га-ад! Гад!
Индюк: - Балда, балда, балда!
А пёс Полкан из будки: - Хам! Хам! Тррусы!
Детишки на Деда во все глаза глядят:
- Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
- Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.
- Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?
И Дед-Птицевед им рассказывает.
Разговор птиц весной
Маленькая сова-сплюшка из дупла: -Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет - не люблю! Всё сплю, сплю. .
С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: - Ут-рро! Ут-рро!
Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:
- Терентий! Терентий!
Проснись! Проснись!
С ружьём идут -
Убьют, убьют, убьют!
Терентий-Тетерев: - Проспал, пропал, пропал!
Загремел крыльями, перелетел в лес, сел - и: - Уд-ррал! Удрал!
Чечевица краснопёрая у всех спрашивает: - Никиту видел? Тришку видел?
Соловей:
- Мужик, мужик
Сало
Пёк, пёк, пёк!
Тянул, тянул -
тррр!
Ешь, ешь, ешь,
Гор-рячо!
Лесной голубь-витютень:
- На дубу сижу, витютень,
На красу гляжу, витютень!
А бекасы, небесные барашки, падая из-под облаков:
- Теки, теки, теки, теки, ручей, ме-еленький!
Черныш-кулик носится над лесом, кричит:
- Жгите сено, жгите сено, жгите сено!
Новое поспело!
Терентий-Тетерев:
- Чу-шшь! Чушь!
Продам шубу, продам шубу, - куплю. .
А филин из тёмного леса:
- Шубу-у!
Терентий-Тетерев:
- Чу-шшь! Чушь!
Куплю балахон, балахон, балахон!
Филин: -Шубу-у!
Синица: - Синь кафтан, синь кафтан!
Тетерев: - Балахон, балахон, балахон!
Певчий дрозд с вершины ели:
- Пришла весна!
Пришла весна!
Всем, всем, всем!
Ликуй, ликуй, ликуй!
Все!
А сплюшка из дупла:
- Сплю! Сплю!
Когда же ночь?
Когда же мышей-то ловить?
Тьмы нет. - Всё свет!
Сплю! Сплю!
Информация для родителей: Птичьи разговоры - короткая, весёлая сказка. В лёгкой аллегорической форме через сказочного Деда-Птицеведа деткам-слушателям передаются реальные голоса и звуки животных и птиц, живущих в деревенских дворах. Читайте почаще эту познавательную сказку со своими маленькими детками от 2 до 4 лет. Радуйтесь, когда ваш ребёнок с удовольствием познаёт мир и повторяет голоса наших братьев меньших.
Читать сказку Птичьи разговоры
Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
«Ку-ку-ре-ку! Полно спать на боку-у!»
Детишки глаза протирают, встают.
Вышли на улицу - куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат… Дед-Птицевед
на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
Детишки: - Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?
Дед-Птицевед: - Ишь беспонятные! Индюшки со двора отправились, - так:
Куры им: - Куда? Куд-куда? Куда?
Индюшка: - Далеко-о идём! Далеко-о идём!
Индюшата: - И все босы! И все босы!
А индюк: - Где сапог наберу? Где сапог наберу?
Индюшата: - Пообедать бы! Пообедать бы!
Индюшка: - А у меня шубы нет, нет, нет, нет!
Индюк: - Куплю, куплю, куплю!
Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, - детишки все к Деду шарахнулись:
Это он что это, дедка?
Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел - сердит на весь свет.
Убью-у! - кричит.
Голуби с крыши спрашивают: - Кого-с? Кого-с?
А овцы с перепугу все сразу: - Меня-я! Меня-я!
Воробьи с плетня: - Чем? Чем? Чем?
Боров из лужи: - Рюхой! Рюхой!
Утки: - Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!
Гуси: - Га-ад! Гад!
Индюк: - Балда, балда, балда!
А пёс Полкан из будки: - Хам! Хам! Тррусы!
Детишки на Деда во все глаза глядят:
Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.
Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?
И Дед-Птицевед им рассказывает.
Цель: обобщение и систематизация знаний о птицах, через игры, конкурсы, развитие эмоциональной сферы: уверенность в своих силах, самостоятельность; воспитание эстетических взглядов, творческого начала личности.
Мероприятие рассчитано на учащихся 3–4-х классов, но применимо и для среднего возраста. Для проведения этого мероприятия необходимо просторное помещение, где можно свободно провести некоторые задания. Все игры и задания в этом мероприятии связаны с птицами и о птицах. В мероприятии используются записи голосов птиц, видеослайды о птицах, сведения о Красной книге.
Оформление: на стене – название мероприятия: “ КВН – птичьи разговоры”, иллюстрации, фотографии с изображением птиц, экспонаты с выставок – сделанные руками детей птички в разных техниках.
Предварительная работа: экскурсии в эколого-биологический центр, знакомство с жизнью птиц, разучивание пословиц и поговорок о птицах, разгадывание загадок, изготовление поделок, сувениров, участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Домашнее задание: инсценировать одну из басен И.Крылова, герои которой птицы.
Оборудование: интерактивная доска или мультимедиа, мелодичная музыка, голоса птиц.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Основная часть: конкурсы, работа в командах. игры с болельщиками, задания.
- Заключительная часть: обобщения, выводы, награждения победителей “ КВН – птичьи разговоры”.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на КВН “Птичьи разговоры”. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, – воздушное пространство.
Сегодня на нашей встрече присутствуют команды из разных школ, с которыми сейчас познакомимся.
Конкурс № 1: “ Приветствие” (Представление команд, название, девиз)
Ведущая: Вот мы и познакомились с командами. А теперь я вам представлю жюри, которое будет оценивать ваше выступление. (Представление жюри)
Начнем КВН с традиционной разминки. На представленных видеоматериалах командам предлагаются вопросы о птицах. Правильность ответа проверяется на слайде.
Конкурс № 2: “Разминка” (см. Приложение на диске)
Вопросы:
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
- Какая птица самая быстрая? (Стриж)
- Какая птица летает выше всех? (Орел)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла до 15 см)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
Мы продолжаем игру. В следующем конкурсе потребуются ваша выдумка и мастерство юного художника. Про птиц написано много книг и вы знакомы со многими из них. Вам предстоит нарисовать обложку к одной из них, название которой указано на карточке. Карточки: “Курочка ряба”, “Гуси – лебеди”, “Лиса и журавль”, “Серая шейка”, “Кот, петух и лиса”, “Ворона и лисица”, “Сказка о золотом петушке”, “Кукушка и петух”, “Лягушка путешественница”, “Петушок и бобовое зернышко”.
Конкурс № 3: “Юный художник” (см. Приложение № 1)
Ведущая: Пока команды работают, задание для болельщиков.
Конкурс № 4: “Болельщиков” (см. Презентация на диске)
Вопросы:
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
- Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова)
- Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
- Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
- Где синицы вьют свои гнезда? (В дуплах деревьях)
- Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков, личинок)
- Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 м)
- Когда гуси бывают особенно агрессивными? (Когда появляются гусята)
- Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями)
- Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
- Гнездо, какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)
Ведущая: Команды прекрасно справились с заданием “ Юный художник”, так же как и болельщики. Вы показали, что хорошо знаете птиц и их повадки. Как много есть пословиц и поговорок о птицах или с упоминанием их повадок. В следующем конкурсе вам необходимо вспомнить и найти продолжение пословице.
Конкурс № 5 “ Пословицы и поговорки о птицах” (см. Приложение на диске)
- Всяк кулик –
свое зерно любит
свое болото хвалит
знает свое место - Лучше синица в руке – чем
дятел в дупле
чем утка в пруду
чем журавль в небе - Слово не воробей –
не выбросишь в окошко
вылетит, не поймаешь
упорхнет, не узнаешь - Любит кукушка –
покушать немножко
хлебные крошки
чужие гнезда считать - Спорила галка с вороном –
кто белей
кто черней
кто мудрей - Гусь свинье –
не товарищ
дорогой гость
лучший друг - Всякая птица –
к зиме улетает
пером гордится
к реке прилетает - Сорока без причины –
не пляшет
не каркает
не стрекочет
Конкурс № 6 “А, ну-ка, прочитай!” (см. Приложение на диске)
Ведущая: Участники игры должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее. Ответ проверяется на слайде.
Конкурс № 7 “Типография” (см. Приложение 2 )
Ведущая: Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами: А, В, Г, Е, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Ц, Ч, Я. На экране появляется загадка, вы должны ее отгадать, и как можно быстрее встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Баллы достаются команде, которая быстрее составит слово. Отгадку проверяем на экране.
Ведущая: Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, мы предлагаем командам подготовиться к показу домашнего задания. Порядок выступления определит жеребьевка. Итак, тема “ Птицы”. Вам было предложено инсценировать одну из басен И.Крылова, среди героев которой есть птицы.
Конкурс № 8 “ Домашнее задание”
Ведущая: Очень интересно и творчески вы подошли к выполнению домашнего задания. Давайте предоставим слово жюри.
Конкурс № 9 “ Узнай по описанию” (см. Приложение на диске)
Ведущая: На слайдах представлено описание птиц для каждой команды. Вам предстоит ответить о какой птице идет речь. Ответ проверяется на экране.
Ведущая: Слово предоставляется жюри. Они подведет итоги прошедших конкурсов. (Выступление членов жюри)
Конкурс № 11 “ О чем говорят наши фамилии”
Ведущая: Ну, вот и наступило время для конкурса капитанов. Капитанов просим на сцену. Вам предстоит вспомнить фамилии, которые произошли от птиц. Конкурс для команд: пока капитаны работают, команды набирают дополнительные “ баллы”.
Конкурс № 12 “ Четвертый лишний” (см. Приложение на диске)
- Три птицы из перечисленных – зимующие, а одна перелетная. Какая именно?
- Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?
- Одна из птиц – не хищная. Какая?
- Среди представленных птиц – одна лишняя. Какая?
- Среди представленных птиц одна лишняя. Какая?
Ведущая: Все мы, взрослые и дети любим сказки. И сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание сказок. Командам будут предложены рисунки с изображением героев разных сказок. Вспомните и назовите их.
Конкурс № 13 “ Назови сказку” (см. Приложение 3 )
Ведущая: Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам потанцевать.
Танец “ Маленьких утят”
Ведущая: Вот мы и размялись, отдохнули. У меня вопрос. Ребята, кто знает, что это за книга? (показ). Для чего она нужна? (ответы детей). Красная книга – название обобщающих списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга в нашей стране была учреждена в 1974 году. В настоящее время появилась Зеленая книга, в нее внесены списки тех животных и растений, которые были на грани исчезновения, но люди приложили усилие, в увеличении этих видов создавая им условия. Но есть еще черные страницы – это те виды, которые навсегда исчезли с лица земли. Птиц живущих на нашей земле насчитывается около 8600 видов. На территории нашей страны встречается 750 видов птиц. К сожалению, с 1600 года полностью исчезло 94 вида птиц, которых мы уже никогда не увидим. А 187 видов находятся на грани вымирания. Наша с вами задача и гражданский долг охранять птиц и растения от вымирания. Зимой самое трудное время для птиц. И наша с вами задача помочь нашим пернатым друзьям. А как мы можем им помочь? (ответы детей).
Ну, а теперь подведем итоги нашего конкурса. Предоставляется слово членам жюри (выступление жюри).
Ведущая: А сейчас приятная часть нашей встречи – награждение победителей “КВН – птичьи разговоры”. Награждение команд. На этом мероприятие заканчивается. До свидания, до новых встреч!
Литература для педагога
- Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги – Издательский дом ЛИТЕРА С-Пб., 2004.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей, Ярославль "Академия развития", 2001
- Винокурова Н. Подумаем вместе. – Москва РОСТ 2002.
- Иваницкий В.В. Я познаю мир Птицы. – М. Астрель,2000 г.
- Нилова Т . Загадки скороговорки. – М “АСТ– ПРЕСС”, 1997 г.
- Пашнина В. М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. – Ростов-на-Дону “феникс”, 2006 г.
- Щеповских А.И . Красная книга Республики Татарстан – Казань. “Идель – пресс” 2006 г.
- www. Ecosystema. Ru
Литература для детей
- Аксенова М. Энциклопедия для детей – М. 2007 г.
- Бианки В. Повести и рассказы о природе Повести и рассказы о природе. – М. Издательство “Правда”, 1988 г.
- Бугаев А. Птицы – С.-Петербург “БКК”, 2007 г.
- Варно Ж. Моя первая энциклопедия Животные. – М. “Омега,2008 г.
- Детская энциклопедия, "Росмэн", 1994 г.
- “Страна загадок”. – Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993.
- Стив Паркер Планета животных. – М. “Махаон” 2008 .
- Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. – СПб., "ТРИЗ-ШАНС", 1996.