Повышения эффективности управления образовательным процессом. Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности

Аннотация: В статье представлен обзор ряда источников по вопросам оценки эффективности систем управления. Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Авторы показывают, что каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Ключевые слова: система, система управления, подсистема, предприятие, функции управления, методы управления, управленческие решения

Abstract: In clause the review of some sources concerning an estimation of efficiency of control systems is presented. As well as any other system, a control system of the enterprise consists of elements which are incorporated together by the purpose of functioning, thus it is especially important to allocate the subject and object of management, basic elements of a control system. Authors show, that each element is a subject to research to provide integrity of research of a control system.

Keywords: system, control system, subsystem, enterprise, functions of management, methods of management, administrative decisions

Скопин Олег Викторович
кандидат экономических наук, доцент
Назарова Наталья Леонидовна

Вятский государственный университет
[email protected]

Понятие системы управления предприятием

Управление понимается, как некоторый процесс такого целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью достигнуть определенных результатов, о чем говорят Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин .

Необходимо отметить, что управление и его развитие обусловлено в первую очередь определением миссии, стратегии, ценностей предприятия на основе анализа прошлого опыта и видения будущего, а это является главным требованием для создания эффективной системы управления предприятием, о чем говорят Ю. Лехто, А. Матвеенко .

Для создания эффективной системы управления предприятием необходимо учесть, государство регулирует и контролирует право всех граждан на полное использование способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности в рамках законодательства, о чем сказано в Федеральном Законе от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ , что говорит о свободном выборе и создании структуры управления руководством конкретного предприятия.

Эффективность функционирования любого экономического объекта, вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей, как утверждает И. Галушка все в большей мере зависит от качества системы управления.

Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон деятельности, включая в себя исследование, как управляемой системы, так и управляющих подсистем, а именно исследование и рассмотрение сильных, слабых сторон предприятия, процесса производства и сбыта, финансового состояния, персонала, маркетинга.

Необходимо дать определение системы управления предприятием, чтобы понять основу для проектирования и исследования системы управления.

Систему управления Стенли Янг определяет как подсистему предприятия, составными частями являются группы взаимодействующих людей, при этом функции системы управления являются восприятием входов предприятия (определенных проблем) и выходов (выполнение комплекса действий, процессов, итогом которых будут определенные решения), при этом должны увеличиваться доходы вследствие оптимизации взаимосвязи всех входов и выходов от деятельности всего предприятия.

В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. понимают систему управления как такую систему, которая предназначена для воздействия на объект управления, при этом переводит этот объект в желаемое состояние, придавая его параметрам и процессам определенные количественные или качественные значения, при этом являясь конкретным аппаратурным, нормативным, функциональным вариантом реализации технологий для решения конкретной проблемы управления.

Как отмечают, И. Acтaшкинa, B. Mишин , система управления предприятием представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка, при этом состав элементов каждой из подсистем системы управления предприятием является разнообразным и зависящим от конкретного содержания системы организации.

Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Элементы системы управления предприятием и их исследование

Система управления предприятием включает такие элементы, как функции управления, организационную структуру управления, персонал управления, технические средства управления, информацию, методы управления, технологию, финансы, управленческие решения.

Исследование такого элемента системы управления, как функции имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия, о чем говорится в статье «Функции управления» , при этом существует общие функции управления, которые являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль), а также конкретные функции управления (специфические), определяемые объектом управления.

К функциям управления современным предприятием относят: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновации, информацию и социальное развитие.

Любая функция управления как указывается в статье «Сущность функции управления» реализуется «в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных состояниях».

Также важно учитывать то, что исследование практической реализации функций управления на предприятии связано с исследованием тех решаемых задач в ходе выполнения последовательных действий соответствующим аппаратом управления, отмечают Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. .
Также необходимо исследовать такой элемент системы управления предприятием, как организационная структура управления. Необходимо дать определение, ссылаясь на Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А. , что организационная структура управления предприятием – это такая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, а это в свою очередь обеспечивает их функционирование как единого целого.

Организационная структура управления предприятием включает в себя состав организационный структуры, соотношение элементов структуры, а также расположение взаимосвязанных отдельных подсистем предприятия, при этом создание такой структуры нацелено на эффективное распределение прав и ответственности между всем управленческим персоналом предприятия, который тоже является элементом системы управления и подлежит исследованию.

Как отмечает Гольдштейн Г. Я. , что исследуя такой элемент системы управления, как организационная структура управления с целью его оптимизации и рационализации, необходимо проводить анализ (диагностика) существующей структуры управления и синтез (проектирование) структуры управления, при этом задача анализа -установление необходимого уровня соответствия организационной структуры управления предприятием и условиями среды функционирования, синтез же используется как определение числа и состава структурных единиц управления и определенных способов, связывающих их во взаимодействие.

Организационная структура предприятия должна постоянно совершенствоваться соразмерно ее развитию, чему может способствовать персонал управления предприятия, как один из элементов системы управления предприятием, требующий исследования и изучения.

Сатору Такая наги отмечает, что предприятие должно ориентироваться на участие персонала управления в принимаемых решениях непосредственно на всех уровнях управления, в ходе использования приемов управления предприятием и системой, направленных на максимально возможное использование талантов и способностей работников.

Исследование персонала управления как отмечает С. Сильченко должно рассматриваться с точки зрения эффективности использования и управления рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления, так как именно системный принцип может обеспечить большее достижение целей всей системы управления предприятием.

Также необходимо исследовать технические средства управления. В статье «Технические средства управления» большую роль играют при принятии управленческих решений, при этом для получения более высокой эффективности необходимо комплексное применение технических средств: связи, проведения совещаний, демонстрационной техники, средств оснащения рабочего места руководителя, средств контроля. Исследование технических средств управления, как отмечает В.И. Кнорринг способствует повышению эффективности технологии управления, организации управленческого труда и процесса управления на предприятии, используя при этом более совершенную технику и грамотное пользование ею руководителем.
Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc отмечают, что управленческая информация должна не просто соотноситься с задачами руководителя, а также подходить и сочетаться с применяемыми моделями процессов, при этом информация должна быть значимой, то есть влиять на принимаемые решения. Для всего этого должна быть организована информационная система управления, что увеличит эффективность системы управления предприятием.

Потребность в информации разных субъектов и звеньев системы управления предприятием неодинакова, а определяема задачами, которые решаются в процессе управления субъектом управления: руководителем или работником управленческого аппарата, что отмечает В. Попов .

При исследовании управленческой информации, как отмечает Чуб Б.А. необходимо учитывать, что в ходе исследования: «большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки; исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом требований потребителей; исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время».
Также при проведении исследования управленческой информации как элемента системы управления предприятия, как отмечает В.П.Нестеров основой принятия правильных решение во внешней, внутренней сферах работы предприятия является «наличие необходимой для корректного анализа достоверной информации».

Методы управления являются одним из основополагающих элементов системы управления, так как именно с их помощью можно проводить как исследование системы управления предприятием, так и именно методы обеспечивают достижение целей и задач для предприятия.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. отмечают, что «эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования».

Чтобы управление предприятием было наиболее эффективным, необходимо применять системную методологию, то есть методы системного подхода к организации управленческой деятельности на предприятии. Как отмечает автор статьи «Методы управления» , при этом в зависимости от разнообразия функций управления, для осуществления которых применяются такие определенные методы как методы управления функциональными подсистемами предприятия, выполнение функций управления и принятие управленческих решений.

Как отмечают авторы статьи «Методы исследования систем управления» при проведении исследований системы управления предприятием можно использовать «исключительно широкий арсенал разнообразных методов: теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические».

Еще одним элементом системы управления предприятия, подлежащим исследованию является технология управления. Технология управления определяется как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов. Технология управления состоит из «информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств», именно эти составные части и подлежат исследованию.

Как отмечает Д. Плотников , финансовый анализ и исследование всей финансовой деятельности предприятия, так и конкретно системы управления предприятия может помочь в эффективной и объективной оценке платежеспособности, эффективности и доходности от деятельности предприятия, а также выявить перспективы развития и в результате принять обоснованные решения.

И, конечно же, исследованию подлежат управленческие решения, принимаемые в сфере системы управления. Как отмечает В. Цыплухин , что большую часть решений принимают руководители, но также часто специалисты гораздо лучше разбираются в отрасли, чем руководитель, поэтому исследование управленческих решений должно обеспечить четкую разграниченность областей принимаемых решений и тем самым повысив в конечном итоге их эффективность, иначе ошибки руководства могут привести к неэффективности системы управления предприятия и невозможности ее развития.

Основными характеристиками исследования системы управления яв­ляются: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект исследования, предмет исследования, тип исследования, результат исследования, эффективность исследования.

Авдошина З.А. указывает на то, что для достижения поставленных целей исследования систем управления должны быть определены объект, предмет, новизну, практическая значимость, методы исследования, ограничения и условия использования различных методов технология управления, определение проблемы в исследовании процессов и систем управления, осуществление системного анализа прямых и косвенных факторов, эффективность.

Объединяя все элементы системы управления предприятия можно прийти к выводу, что современное управление предприятием нуждается в исследовательском подходе, что будет способствовать динамичности, перспективности управления, росту потенциала, повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Структура процесса и методы исследования и проектирования системы управления предприятием

Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. обращают внимание на то, что эффективность деятельности любых предприятий в значительной степени зависит от исследования систем управления, создаваемых и рационально построенных при использовании нужного объема инвестиций. Исследование систем управления позволяет выявить наиболее прибыльный и эффективный вариант вложения финансовых средств в систему управления.

Исследование системы управления предприятия, в общем, тоже является исследованием и значит, ему соответствует определение, данное Зайцевым А.К. , исследование как вид деятельности человека, состоящий из распозна­вания проблем, ситуаций, а также определения их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей развития и поведения, установление места в системе накопленных знаний, нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений, знаний о проблеме в практике решения проблемы.

«Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями» определяют его так. Игнатьева А.В., Максимцов М.М.

Коротков Э. М. говорит о том, что «исследовать нужно не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления».

Авдошина З. А. говорит о том, что при проведении исследований на предприятиях ставятся определенные цели, для достижения которых необходим анализ и выявление существующих проблем, а также рекомендации для их разрешения. Эффективность проведения исследования системы управления предприятием будет обеспечена за счет системного видения владения научно-категориальном аппаратом исследования, то есть «оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности».

В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская представили схему предметной области исследования системы управления в настоящее время (Схема 1).

Схема 1 – Структура исследования систем управления

Схема 1 показывает развитый арсенал методов исследования систем управления, используя данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления.

Шутилов Ф.В отмечает такой немаловажный факт, как то, что исследование систем управления имеет главной целью разработку именно долгосрочных нацеленных на перспективу мероприятий по совершенствованию организации, структуры, методов моделей управления, что должно быть осуществлено на основе системного похода, а полученные результаты стану т основой для перестройки существующей системы управления.

Необходимо учитывать то, о чем говорит А.Б.Бушуев , а именно «каждый элемент системы преобразует поступающее на него внешнее воздействие (связь от другого элемента) в выходное воздействие, которое поступает на следующий элемент системы».

Процесс исследования систем управления предприятием имеет последовательные этапы:

«1. Выделение объекта исследования (фирма, подсистема, подразделение).

2. Определение цели исследования, то есть, какой результат нас интересует.

3. Выделение управляющих и характеристических переменных.

4. Определение функций, подлежащих анализу.

5. Определение критериев оценки результатов исследования.

6. Определение критериев оценки предлагаемых решений по улучшению управления».

Авдошина З. А. определяет метод исследования как такой способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится необходимое исследование.
В зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования исследование систем управления отражает глобальный (системный, междисциплинарный, исследуются с помощью общенаучных методов) или локальный характер (проблемы небольшого масштаба с выраженной спецификой, исследуются с помощью частнонаучных методов).

В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская выделяют существование четырех групп методов исследования систем управления:

1. Практические методы исследования систем управления: логические; графические; социологические; параметрические; факторный анализ; экспертный анализ; имитационное моделирование; рефлексивные методы исследования; тестирование системы управления.

2. Общая методология: системный анализ; гипотезы и концепции; диалектический подход; приемы построения исследовательских процедур.

3. Планирование и организация исследования системы управления: постановка цели и структуризация цели; планирование исследования; анализ чувствительности; организация процесса исследования.

4. Оценка результатов исследования, диагностика состояния системы управления: расчет показателей эффективности системы управления; организация экономической и организационной диагностики.

Авдошина З. А. к общенаучным методам исследования относит: «контроль и диагностику проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально - декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий». К частнонаучным методам: «определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента».

Коротков Э. М. указывает на такую особенность исследования, что оно не только функция современного менеджмента, а также стиль функционирования и определенный тип по организации деятельности персонала всей системы управления предприятия, при этом исследование выступает как основная функция, подход управления, которое может обеспечить качество управленческих решений и как средство возможного совершенствования.

Можно выделить основные принципы, которые должны соблюдать все подсистемы системы управления предприятия при формировании, развитии и функционировании, а также при проведении исследования системы управления предприятия: принцип государственной законности системы менеджмента организации; принцип правовой регламентации при создании, функционировании и развитии внутри организации; принцип единства теории практики управления; принципы унификации элементов; принцип специализации, универсализации всех процессов управления; принцип целостности субъекта и объекта управления; принцип многовариантности управленческого решения; принцип устойчивости по отношению к внешней среде; принцип мобильности (адаптируемости) процесса; принцип автоматизации управления; принцип развития системы менеджмента.

В процессе проведения исследования и анализа работы предприятия изучается состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; про­изводственная структура предприятия; система управле­ния и ее организационная структура; особенности взаи­модействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка и другие важные аспекты деятельности и особенно системы управления предприятия.

Библиографический список:

    Бушуев А.Б. Исследование систем управления. - Санкт-Петербург 2002.

    Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления, г. Железнодорожный, Моск.обл.:ООО НПЦ «Крылья», 2000.

    Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебное-практическое пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 - 256 с.

    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

    Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ)

    Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - Издательство - Нева; Олма-Пресс – 2003.

    Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. - М., «Советское радио», 1972, стр. 456.

1

Задачей руководства является создание атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада сотрудников в общее дело, поддержка открытых и честных взаимоотношений в компании. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей работников и эффективному решению задач в области качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами процесс достижения целей в сфере качества.

Мeнeджмeнт

внутришкoльнoe управление

1. Кoнaржeвский Ю.A. Мeнeджмeнт и внутришкoльнoe упрaвлeниe. – М.: Цeнтр «Пeдaгoгичeский пoиск», 2000. – 224 с.

2. Пимeнoвский В.Я. Трeбoвaния к личнoсти учитeля в услoвиях высoкoтeхнoлoгичeскoгo oбщeствa // Пeдaгoгикa. 1997. – № 5. – С. 97–103.

3. Пугaчeв В.П. Тeсты, дeлoвыe игры, трeнинги в упрaвлeнии пeрсoнaлoм. – М.: Aспeкт Прeсс, 2001.

4. Одерышев Б.С., Фролова О.И. Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом. – Санкт-Петербург, 2007. – 29 с.

5. Шипунoв В.Г., Кишкeль E.Н. Оснoвы упрaвлeнчeскoй дeятeльнoсти: упрaвлeниe пeрсoнaлoм, упрaвлeнчeскaя дeятeльнoсть, упрaвлeниe нa прeдприятии. – М.: Высшaя шкoлa, 1999. – 304 с.

Как известно, образование - это та основа, с которой начинается социализация человека, начинается его самостоятельная жизнь в обществе. Пожалуй, именно от образования и зависит дальнейшая судьба индивида, его место в жизни государства, его приоритеты и внутренние правила. В этом отношении первостепенной задачей государства является обеспечение наилучшего качества образования. Не стоит жалеть ни средств, ни времени на повышение его качества, ведь это работа на перспективу. Благополучие страны напрямую связано с тем, насколько образованны и квалифицированны ее жители.

Решение задачи управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею. В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители». Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.

Внедрение и функционирование систем управления деятельностью учебных заведений, ориентированных на качество образования, будет способствовать обеспечению конкурентоспособности системы образования в целом и повышению конкурентоспособности отдельных учебных заведений, в частности. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. По своей природе организаторская деятельность человека - деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка хода и результатов конкретного дела.

Все личностные качества руководителя проявляются в его стиле управления. Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля руководства обусловлен множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести такие как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, социально-психологический климат в коллективе и др. К субъективным факторам следует отнести типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений, знаний, опыт, убеждения. Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных.

Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время - основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке, как учителей, так и администрации школы.

Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

В самом общем виде можно определить те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать руководитель, претерпел существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории.

Итак, эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Библиографическая ссылка

Aжибeкoв К.Ж., Жeтписбaeвa Г.O., Ермаханова Ш.Н., Тoгaтaй М.М., Aсылбaeвa Ж.У., Ермаханов М.Н. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 876-878;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9978 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Разделы: Работа с дошкольниками

Введение

Актуальность. Для того чтобы управленческая деятельность руководителя ДОУ была эффективной, она должна быть структурированной. Опираться на анализ образовательной ситуации в селе, районе и запросы родителей, носить преобразующий характер (по результатам исследований Л.И.Фалюшиной) – быть направленной на совершенствование профессиональных умений с целью изменения и преобразования педагогической деятельности, и обязательно – объединять всех сотрудников ДОУ. При этом, важное значение приобретает организационная структура управления ДОУ.

Управление образовательным учреждением – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.

По определению М.М. Поташника, организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнения управленческих функций. Существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения, т.е. организационная структура управления – это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целое.

Для анализа системы управления качеством в ДОУ и влияния на нее руководителя детского сада можно использовать методику Й. Ниссинен и Э. Водтилайнен с оценками. Однако, особый интерес вызывает методика оценки эффективности управления образованием И.К. Шалаева, разработанная на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), включающего в себя достоинства рационалистического и поведенческого направлений науки управления. В рамах курсовой подготовки мне представилась возможность принять участие в разработке модели деятельности дошкольного образовательного учреждения. Были разработаны критериальные характеристики функциональных обязанностей заведующего детским садом и критериальные характеристики конечных результатов деятельности детского сада. Используя квалимитрическое правило оценки интегративного показателя, разработанное И. К. Шалаевым, я определила аттестационный рейтинг детского сада и своей управленческой деятельности, что обеспечивает адекватное планирование и повышение эффективности управления ДОУ.

Цель: Повышение эффективности управления ДОУ на основе МПЦУ.

Задачи:

  1. Представить функциональные обязанности в виде квалиметрических эталонов.
  2. Разработать критериальные характеристики конечных результатов деятельности ДОУ.
  3. Оценить эффективность управления, через экспертизу ДОУ.

Объект: детский сад

Предмет: деятельность заведующего ДОУ

Методы исследования:

  1. Методология МПЦУ.
  2. Метод экспертных оценок.

Глава 1. Программно-целевая самоаттестация ДОУ

1.1. Системный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Анализ стратегический

Социально-психологическое состоянии коллектива Качественные характеристики
Отношение к труду 60% педагогов осознанно относятся к своей профессиональной деятельности. Способны организовать свой труд и труд воспитанников. Прогнозируют результаты собственного труда, его перспективы. Не всегда изучается процесс труда. Глубокие и распространенные знания профессионального труда способствуют выработке индивидуальных способов и приемов работ, направленной на достижение показателей результатов собственной трудовой деятельности.
Отношение к коллегам по труду 80% педагогов владеют умением найти адекватные средства позитивного общения с каждым членом педагогического коллектива, соответствующего требованием педагогического сотрудничества.
Отношение к самому себе 80% убеждены в правильности профессионального выбора, умеют организовать свою педагогическую деятельность, планировать и корректировать в рамках образовательной программы. Имеют достаточные знания теории и методики дошкольного воспитания, но предпочтение в работе отдают устоявшимся, методам и приемам. Также наблюдаются затруднения в использовании современных психолого-педагогических концепциях, технологиях, неумение использовать их как основу в своей педагогической деятельности. Отмечены затруднения, касающиеся обобщения передового педагогического опыта (занижена самооценка педагогов, низкий теоретический уровень, неудовлетворенность стимулированием).

Анализ тактический

База убеждений и уровень реализации социально-психологических функций Качественные характеристики
Целенаправленность коллектива Деятельность каждого педагога выражается в стремлении реализации программы “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Отмечается активное выполнение общественных поручений, но без особого энтузиазма.
Уровень воспитанности и профессионализма. В МДОУ детский сад “Ракета” над реализацией “Программы обучения и воспитания в детском саду” М.А.Васильевой работает 10 педагогов, из них 6 воспитателей, 1 старший воспитатель, 1 музыкальный руководитель, 1 преподаватель немецкого языка, 1 заведующая. Высшее педагогическое образование – 40% (4 человека), среднее специальное педагогическое у 60% (6 человек), из них обучается заочно в высшем учебном заведении – 30% (три человека). Высшую квалификационную категорию имеет 10% (1 человек), первую квалификационную категорию – 80% (8 человек), вторую квалификационную категорию – 10% (1 человек). Стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет – 20% (2 человека); от 15 до 25 лет -60% (6 человек); свыше 25 лет – 20% (2 человека).

В коллективе общение взаимно-вежливое, доброжелательное, тактичное, в рамках педагогической этики.

40% педагогов отличаются умением строить деятельность детей на перспективу, умеют строить модель собственной деятельности; владеют содержанием инновационных технологий, имеют представления о современных достижениях науки и практики, но не способны перенести приемы и методы работы из одной области в другую.

60% владеют твердыми познаниями в рамках общеобразовательной программы, относятся к работе с интересом, но не всегда могут адекватно прогнозировать результат собственной педагогической деятельности. Положительно относиться к новым педагогическим идеям, и не всегда реализуют их в собственной практики, без определенного воздействия администрации.

Ценностно-ориентированное единство Ориентация на развитие личности ребенка, формирование моральных, интеллектуальных, физических способностей ребенка.
Стимулирование Имеет место моральное стимулирование, при низком уровне финансирования.

Анализ традиционный:

Рассматриваем поставленные задачи на год совместно с содержанием, анализируем положительные и отрицательные результаты и, исходя из этого перспективы, которые вытекают на дальнейшую деятельность.

1.2. Модель ДОУ

Проблема получения модели реальной системы была и остается актуальной. Модели должны отражать реальные системы не только определенными параметрами, но и описывать количественные соотношения их функционирования. Применительно к процессам управления количественные модели должны позволять численно оценивать результаты управляющего действия. Модель деятельности ДОУ была разработана д.п.н., профессором И.К. Шалаевым.

Для успешного управления и получения высоких результатов управленческой деятельности руководителю необходимо иметь определенные качества. Как показывают специальные исследования и практика реализации мотивационного программно-целевого управления востребованными являются такие качества как:

  • самоактуализация (А);
  • идейность и личностные ценности руководителя, убеждения, воля, мужество, трудолюбие инициативность, организованность, человечность (И);
  • эрудиция и рост профессионализма, глубина и практичность ума, знания (Э);
  • организаторские способности и умение управлять собой, организаторские умения и навыки, умение читать человека, умение влиять на людей (О);
  • человечность и личные цели, общительность (Ч);
  • стиль управления и знание современных управленческих подходов (С);
  • управленческая эмпатия и рефлексия (Р).

Квалиметрические эталоны профессионально-личностных качеств разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым .

Эффективность деятельности любой организации зависит от того, насколько эффективно осуществляется процесс управления. Одни руководители (преимущественно левополушарные) избирают рационалистические технологии, другие (преимущественно правополушарные) – поведенческие технологии. Я избрала технологические параметры МПЦУ как интегративного образования рационалистического и поведенческого подходов: са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср.

Технология МПЦУ может быть выражена последовательностью управленческих функций:

  • ас – анализ стратегический, предметом которого является социально-психологическое состояние коллектива (отношение к труду, к товарищам по труду, к самому себе);
  • ат – анализ тактический, предметом которого является база убеждений под новые задачи управления и уровень реализации социально-психологических функций управления;
  • а – традиционный анализ, предметом которого является учебно-воспитательный (производственный) процесс;
  • Пдц – построение дерева целей управления;
  • Рип – разработка исполняющей программы;
  • пс – планирование стратегическое, результатом которого являются конструкции стимульных ситуаций, адекватные показаниям ас;
  • пт – планирование тактическое, адекватное показаниям ат;
  • п – традиционное планирование, адекватное показаниям а;
  • ос – организация стратегическая, направленная на осуществление пс;
  • от – организация тактическая, направленная на осуществление пт;
  • о – организация традиционная, направленная на осуществление п;
  • кс – контроль стратегический, предметом которого является процесс достижения цели стимульной ситуации;
  • кт – контроль тактический, предметом которого является процесс достижения базы убеждения под новые задачи управления;
  • к – контроль традиционный, предметом которого является соответствие учебно-воспитательной работы государственным стандартам;
  • рс – регулирование стратегическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической стратегии;
  • рт – регулирование тактическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической тактики;
  • р – регулирование традиционное как составляющая управленческого цикла применительно к учебно-воспитательному процессу.

Квалиметрические эталоны процесса управления разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым .

Известно, что от субъекта управления социальный заказ и функциональные обязанности не зависят – они предписываются ему одновременно с приказом о назначении на должность. Поэтому параметры по функциональным обязанностям (ф1 – ф10), вписываются в модели субъектов управления соответственно уровням. Разработанные нами квалиметрические эталоны функционально-ресурсного обеспечения дошкольного образования см. в Приложении 1 , а разработанные нами квалиметрические эталоны педагогической деятельности см. в Приложении 2 .

В настоящее время я не ставлю цель разработать модель выпускника, но в перспективе такая модель будет востребована в практике, так как обеспечит целенаправленность деятельности каждого члена коллектива на формировании определенных качеств выпускника, а также позволит обеспечить преемственность “ДОУ – Школа”, что повысит эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Проект модели выпускника ДОУ

1.3. Экспертиза ДОУ

Под программно-целевой самоаттестации понимаю самоаттестацию, в которой измеряемые параметры определяются по дереву целей (см.Дерево целей), а критериальные характеристики – по исполняющей программе (см. критериальные характеристики). При этом извечные вопросы “то ли мы измеряем?” и “Так ли мы измеряем?” в силу законов МПЦУ и правил квалиметрии получают свое положительное разрешение.

Показатели деятельности самоаттестации заведующего МДОУ д/сада “Ракета” c.Гальбштадт Немецкого национального района – АРЗ

1/ Развитие профессионально-личностных качеств субъектов управления:

А И Э О Ч Р
10 9 9 10 9 8

Всего: 65

2. Технологическое обеспечение управления образованием:

4Са 4Пдц 4сп 12со 8ск 3ср
9 8 8 10 9 9

Всего: 319

3. Функционально-ресурсное обеспечение учреждения образования:

Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8 Ф9 Ф10
8 8 10 8 8 9 9 10 9 10

Всего: 89 2 = 178

4. АДР – Квалиметрическое правило оценки интегрированного показателя конечных результатов, деятельности коллектива детского сада.

Д1 2Д2 2Д3 4Д4 3Д5 3Д6 5Д7 7Д8 7Д9
9 10 9 8 10 9 10 9 9

Всего: 312

340 АРД 289 – интервал показателей оптимального рейтинга (коллектив заслуживает поощрения)

АРЗ = 65 + 319 + 178 + 312 = 874

1000 АРЗ 850 – интервал показателей оптимального рейтинга (заведующий детским садом заслуживает поощрения).

Заключение

– Итак, в результате проведенной экспертизы показателей деятельности заведующей детского сада “Ракета” были выявлены следующие проблемы, которые западают:

  • взаимоотношения межу “стажерами” и более молодыми коллегами; чрезмерное желание самоутвердиться; отсутствие у некоторых педагогов внешней или внутренней мотивации и т.д. Для решения проблем, возможно, создать стимульные ситуации с использованием методов МПЦУ, таких как ситуацию критической самооценки, ситуации делегирования инициативы, ситуацию установки и др. т.к. данные методы позволяют снять противоречие, сплотить коллектив и создать благоприятный климат в коллективе.

Исследовательский подход призван служить целям оптимизации и повышения эффективности управления. Данная исследовательская основа управления помогает мне обеспечить повышение обоснованности управленческих решений. Именно решение составляет сердцевину управления, поскольку управленческая деятельность представляет собой систему действий по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Объективность оценки собираемой в детском саду педагогической информации, доказательность делаемых выводов и принятие адекватного решения в соответствии с поставленной целью возможно на исследовательской основе.

Т.И. Шамова формулирует требования к директору школы, необходимые для реализации данного подхода в управлении, считаю эти требования возможным применить и к заведующим ДОУ:

  • достаточная профессиональная компетентность;
  • знание сущности управляемых процессов, закономерности управления, психологических основ сотрудничества;
  • владение методами сбора, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемых процессов;
  • соблюдение принципов объективности и доказательности управленческой информации;
  • умение осуществлять системное видение педагогического процесса в целом;
  • умение выделять главное звено, и воздействуя на него, выявлять влияние этого воздействия на связи, а значит, и на целое, в которое оно входит.

Вышеперечисленные подходы объединяет одно – решить проблему повышения уровня эффективности управления детским садом. Принципиально новым решением данной проблемы может быть не автономное использование одного из управленческих подходов, а их интеграция. Такой вариант решения был предложен И.К.Шалаевым в своей концепции мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ)..

Список литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – Москва: Творческий центр, 2006.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – Москва: Айрис пресс, 2007.
  3. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методологическое пособие. – Москва: Творческий центр, 2007.
  4. Шалаев И.К. Повышение эффективности управления образованием. – Барнаул: ГОУДПО АКИПКРО, 2007.
  5. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 2007.
  6. Шалаев И.К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. – Барнаул: БГПУ, 2005.
  7. Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под редакцией Поташника М.М. – Москва, 1992.
  8. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход. Под редакцией Шалаева И.К. – Барнаул: БГПУ, 2003.
  9. Шамова Т.И. Исследовательский подхода в управлении школой. – Москва, 1992.
  10. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления.– Барнаул: БГПУ, 2005.
  11. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. – М: МГПИ, 1987.
  12. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом: результаты исследования и их использование в школах алтайского края. – Барнаул: БГПИ, 1989.
  13. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. – Барнаул: БГПИ, 1995.
  14. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. – Барнаул: БГПУ, 2000.
  15. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие по психологии управления. – Барнаул: БГПУ, 2003.

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развитие универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии  инструмент повышения эффективности образовательного процесса

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Чернышевский Н.Г.

Модернизация российского образования предполагает создание условий для дальнейшей гуманизации образования, развивающего обучения, способствующего повышению качества знаний и усилению личностной активности ученика в учебном процессе. В этой связи особую значимость приобретает формирование таких качеств мышления и личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей, основанное на овладении учащимися средствами саморегуляции мышления и поведения.

Требуются новые технологии, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам и позволят учащимся в самостоятельном поиске приходить к открытию новых знаний. Те знания, умения, навыки, которые приобретены при самостоятельном открытии будут более прочными и осознанными, а значит более качественными.

В период кардинальных преобразований к личности предъявляются повышенные требования. Поэтому на первый план в построении учебного процесса и взаимодействии учителя и ученика выдвигаются не усвоение учебного процесса, а формирование интеллектуальных умений, опыта принятия решений, формирование у учащихся ответственности за свое обучение, умение контролировать учебный процесс. Новые педагогические технологии образования дают толчок самореализации обучаемых, создают атмосферу сотрудничества, повышают ответственность педагогов за результаты своего труда.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Метакогнитивные образовательные технологии предполагают более высокий уровень познания, обозначающий способность к самоанализу и самоконтролю познания и восприятия информации, перевод внешней информации во внутреннюю.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Основной целью технологии является развитие интеллектуальных навыков учащихся, рефлексии, умений работать с информацией.

Первыми интерес к проблеме диалогового взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги:

Идею диалога развивали Сократ, Х.Гадамер, А.Камю, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативно- деятельностной личности, но и разбирается в способах их развития.

На этапе введения нового материала с применением данной технологии должны быть проработаны 2 звена, постановка проблемы и поиск ее решения.

Работа с текстом позволяет каждому ребенку выбрать удобный для него темп работы и формирует у него способность к активному восприятию и усвоению полученной информации. На следующем этапе урока происходит взаимообмен заданиями. Третий этап урока нацелен на работу с новыми текстами. Благодаря предложенной технологии повышается интенсивность урока, ответственность каждого ученика за работу в группе, формируются навыки делового общения.

Современное общество нуждается в людях, занимающих активную жизненную позицию, способных креативно мыслить, принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия своих действий. Особенно востребован человек, умеющий самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, способный к саморегуляции в разных ситуациях.

Также одной из эффективных образовательных технологий является педагогическая мастерская построения знаний. Мастерская - синтетическая, многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно деятельностный подход. Педагогическая мастерская как форма, метод и тех нология обучения возникла не на пустом месте.

Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского , исследования Л.С. Выгот ского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современ ных французских эпистемологов  последователей тео рии познания Гастона Вашляра  стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерск их.

Ориентация педагогической мастерской  целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной. Суть образовательных целей поиск и самостроительство знания. Центром данной технологии является личность.

Основные блоки конструкции педагогической мастерской построения знаний следующие:

Индукция («наведение», пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя);

Само- и социоконструкция (создание собственного продукта, создание интеллектуального продукта в группе);

Социализация 9 (предъявление созданного другим участником занятия 9 в паре, в группе всему коллективу);

Рефлексия («отражение», вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, состояний, разрывов).

Основной целью педагогической мастерской построения знаний является целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной.

Новое целеполагание педагога обеспечивает вероятностный результат и меняет целеполагание ученика, при котором вырастает его ответственность за использование им предоставленных возможностей. Усиливается зависимость результата от качества взаимодействия участников мастерской.

Предложенные технологии используют групповые методы работы, что позволяет создать более комфортную обстановку для работы учащихся и снимает внутреннее напряжение у неуверенных в своих силах ребят.

При организации учебной деятельности с использованием данных технологий учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение, приобретают навыки строить умозаключения, учатся выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим.

Работа в рамках этих технологий поможет ученикам и учителю сделать процесс развития метакогнитивных умений более целенаправленным и эффективным, а изучение предметов  творческим и интересным.

Список литературы:

  1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования - проект - Рос.акад. образования под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение, 2008.- (Стандарты второго поколения).
  2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В., «Образовательные технологии и педагогические рефлексии», Спб.: СпбГУПМ, 2002.
  3. Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. «Критическое мышление на уроках естествознания. Естествознание в школе» - 2004 - №3.
  4. Иваньшина Е.В. Использование образовательных технологий при изучении курса «Естествознание» старшей школы. Академический вестник - 2009 - №3-СпбАППО.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. Т.1-М.НИИ шк. Технологий 2006
  6. Степихова В.А. Педагогические в опыте учителей. Мастерские методическое пособие 4-е изд. Доп. СПб:С Пб АППО 2005.
  7. Казачкова Т.Б. Технологии диалогового взаимодействия как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов: Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я.Лернера в 2 ч.- Владимир:ВГГУ2010 –Ч.1.

«Эффективный» в переводе с латинского означает «дающий определенный результат, действенный». Другие источники определяют эффективность как «отношение достигнутого результата к максимально достижимому или ранее запланированному». Понятие «эффективность» можно объяснить синонимами «результативность», «продуктивность», «производительность». Современные исследователи включают в понятие «эффективность управления» три аспекта. Первый - выяснение того, действительно ли возник результат управления, а не результат действия других механизмов управляемого объекта. Второй - поиск источника результата управления, который можно активнее и шире использовать в последующих управленческих циклах. Третий - установление взаимосвязи между целями, задачами, представлениями и моделями, заложенными в управленческих решениях и реально полученными результатами управления.

Э. М. Коротков рассматривает эффективность управления через управленческие результаты и выделяет социально-экономический, социально-психологический, социально-организационный, производственный результаты. По его мнению, понимание эффективности менеджмента часто связывают с искусством управления, профессионализмом и опытом менеджера, этикой его поведения и отношением к персоналу. Эффективность управления определяет устойчивость и перспективность развития. Она не всегда тождественна эффективности общей деятельности, может быть ниже ее, но желательно, чтобы она ее опережала. Можно также выделить внутреннюю и внешнюю эффективность управления. Для обеспечения внутренней эффективности управления должны учитываться три группы факторов: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени. Использование ресурсов проявляется в их структуре, качестве и возможностях сбалансированного пополнения. Для обеспечения эффективности менеджмента необходима экономия ресурсов. Результат управленческой деятельности материализуется и обнаруживает себя в конечном результате функционирования организации - продукте, услуге, прибыли. Однако можно и необходимо для понимания эффективности менеджмента говорить и о непосредственном результате менеджмента и его соответствии цели. Фактор времени находит свое выражение в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала. К внешним факторам, влияющим на эффективность, можно отнести инвестиционный климат, методологию, определяющую научный подход к управлению, информационную поддержку, социальную инфраструктуру .

Изучение эффективности деятельности образовательного учреждения - вопрос достаточно сложный. В деятельности образовательной системы принято выделять разные виды эффективности. Т. В. Сидорина, например, рассматривает эффективность через несколько взаимосвязанных компонентов: целевая, социально-психологическая, непосредственная, опосредованная, потенциальная эффективность. При этом целевая эффективность связана с характеристиками потенциальных возможностей образовательной системы и соответствием этим возможностям поставленных целей. Социально-педагогическая эффективность представляет собой характеристику уровня развития нравственных качеств учеников, морально-психологического климата в учебном заведении. Непосредственная эффективность - это эффективность в данный момент времени, когда реализуется образовательная ситуация, опосредованная эффективность - интегративный результат, достигнутый за определенный промежуток времени и растянутый по времени, а потенциальная эффективность - это растянутый еще больше по времени, зависящий от множества субъективных и объективных факторов результат, который далеко уходит в будущее .

Рассматривая управление развитием УДОД в рамках интегративновариативного подхода, мы выделяем образовательную, социальнопедагогическую, экономическую эффективность.

Образовательная эффективность может определяться на уровне детей, родителей, педагогов, управленцев, образовательных учреждений в целом. Например, образовательная эффективность на уровне детей выражена следующими показателями: глубина и системность знаний детей по различным предметам и направлениям деятельности; способность детей применить комплексные знания на практике; повышение уровня общего развития и воспитанности детей, их способность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и др. На уровне педагогов образовательная эффективность может выражаться, например, в повышении уровня квалификации педагогических работников системы образования за счет более широкого профессионального общения, на уровне родителей - в приобретении знаний о своем ребенке, способов взаимодействия с ним, знаний о вариантах проведения совместного досуга, и других показателях. На уровне образовательных учреждений и муниципальной системы образования образовательная эффективность может выражаться в расширении спектра образовательных областей, обеспечении преемственности образовательных планов и программ разных учреждений, создании целостного образовательного пространства муниципального округа.

Социально-педагогическая эффективность может быть представлена в таких показателях, как способность детей самостоятельно выстраивать свои жизненные планы, самоопределяться, самосовершенствоваться; повышение уровня ответственности детей за свое благополучие; повышение авторитета детей, занимающихся в разных образовательных учреждениях, и других показателях.

Экономическая эффективность - это способность системы получить как можно больше из достаточно ограниченных ресурсов; мера затрат на достижение поставленной цели; способность системы (не только экономической) в процессе ее функционирования производить экономический эффект (потенциальный и фактический). При функционировании всегда возникает разрыв между потенциальной и фактической эффективностью. Можно назвать следующие факторы разрыва: неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное количество выполнения принимаемых решений, недостаточное качество продукции; способность системы производить при ее изменении (при изменении условий функционирования) больший экономически эффект. Речь идет об эффективности изменения системы. Эффективность выявляется при сопоставлении конечных и начальных условий.

Организация образовательных процессов чаще всего несет в себе потенциальный экономический эффект, так как образовательный результат отсрочен во времени. При этом экономическая эффективность от рационального распределения ресурсов образовательных учреждений (кадровых, материально-технических, финансовых и других ресурсов), уменьшения затрат на капиталовложения, оплату труда (или, по крайней мере, не увеличения затрат) при увеличении числа детей, получающих дополнительные образовательные услуги, может быть потенциальной или фактической. Образовательная и социально-педагогическая эффективность могут иметь форму только потенциального экономического эффекта.

  • Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента: электронная версия. М.,2005.
  • Сидорина Т. В. Технологические основы экспортирования образовательных учреждений. М. : Новая школа, 1999.